Адаптированная рабочая программа для детей с ТМНР инструктора по физеческой культуре

ПРИНЯТО
Педагогический совет
Протокол № 1 от 31.08.2023

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ № 45
______________ Е.Д.Спичак
Приказ № 113 п.2 от 31.08.2023

Адаптивная рабочая программа
для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
(инструктора по физической культуре)

Ластовой Елены Владимировны
Государственного бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 45 комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга

на 2023 - 2024 учебный год

Санкт-Петербург
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

2023 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Оглавление
1. Целевой раздел ..................................................................................................................................2
1.1. Пояснительная записка ................................................................................................................2
1.2. Планируемые результаты освоения образовательной программы в соответствии с
целевыми ориентирами .......................................................................................................................7
1.3. Система оценки планируемых результатов .......................................................................10
2. Содержательный раздел ............................................................................................................11
2.1.1 Период формирования ориентировочно-поисковой активности.................................11
2.1.2 Период формирования предметных действий .................................................................11
2.1.3 Период формирования предметной деятельности ..........................................................12
2.1.4 Период формирования познавательной деятельности ..................................................12
2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ................................................13
3. Организационный раздел ......................................................................................................14
3.1. Структура реализации образовательной деятельности ...............................................14
3.2. Учебный план, максимально допустимая образовательная нагрузка
воспитанников группы (занятия); ..........................................................................................14
3.3. Создание развивающей предметно- пространственной среды ...................................15
3.4. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. ......................15

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Цель

обеспечение условий для дошкольного образования,
20.09.23 18:09 (MSK)
Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
определяемых общими и особыми потребностями обучающихся

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

дошкольного
возраста
с
ТМНР,
индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Проектирование
содержания
образовательной
и
коррекционно-развивающей
деятельности
для
развития
физического и психологического потенциала детей группы
ТМНР, формирования более совершенных возрастных
психологических
достижений
и
последовательной
социализации, предупреждения появления психологических
отклонений вторичной и третичной природы, за счет
специальным образом организованной совместной деятельности
инструктора по физической культуре с детьми и взаимодействия
со
сверстниками
в
соответствующих
актуальным
психологическим достижениям видах деятельности.
Задачи

реализация содержания АОП ДО;
коррекция недостатков психофизического развития
обучающихся с ТМНР;
охрана и укрепление физического и психического здоровья
обучающихся с ТМНР, в том числе их эмоционального
благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного
развития ребенка с ТМНР в период дошкольного образования
независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии
с их возрастными, психофизическими и индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка с ТМНР как субъекта отношений с
педагогическим
работником,
родителями
(законными
представителями), другими детьми;
объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности, обучающихся с
ТМНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития
обучающихся с ТМНР;
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
родителей (законных представителей) и повышение их
компетентности
в
вопросах
развития,
образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья,
обучающихся с ТМНР;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного и начального общего образования.
Принципы и подходы к
1. Положение ведущей роли социальных условий среды и
формированию
рабочей социальной ситуации развития для всех динамических
программы
изменений, происходящих в психическом развитии ребенка на
любом возрастном этапе, когда социальные факторы
рассматриваются как основные детерминанты детского
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
развития.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
20.09.23 18:09 (MSK)
A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
2. ВИДА
Идея о "смысловом
строенииСертификат
сознания"
- чувственный и
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

практический опыт имеют ведущее значение в формировании
сугубо индивидуального "смыслообраза мира" у ребенка.
3. Теория комплексного сенсорного воздействия, за счет
использования специальных технических средств, методов и
приемов для раздражения проводящих путей, чувствительных
областей коры головного мозга и формирования межнейронных
связей как основы развития высших психических функций.
4. Теория имитации и подражания, а также
последовательного формирования умственных действий.
5. Теория деятельности с акцентом на ориентировочную и
поисково-исследовательскую деятельность, в процессе которой
формируется восприятие и осваиваются социальные способы
действий с предметами, закладывается системная и
полисенсорная основа познания.
6. Стимулирование эмоционального реагирования,
эмпатии и использование их для развития практической
деятельности обучающихся, общения и воспитания адекватного
поведения.
7. Положение о социальной природе вторичных
нарушений в развитии у обучающихся и теория социальной
компенсации.
8. Принцип комплексного воздействия, то есть научнообоснованное сочетание коррекционно-педагогической помощи
в образовании обучающихся с ТМНР и медицинских
мероприятий в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА).
9. Принцип единства диагностики и содержания
коррекционно-педагогической
помощи
в
образовании
обучающихся
с
ТМНР,
когда
основой
содержания
коррекционно-педагогической помощи становятся результаты
всестороннего анализа состояния психического и физического
развития.
10. Этиопатогенетический принцип, при котором форма,
методы и содержание коррекционно-педагогической работы
подбираются с учетом этиологии (причины), патогенеза
(механизмов), тяжести и структуры нарушений здоровья и
психофизического развития ребенка.
11.
Принцип
эмоциональной
насыщенности
и
коммуникативной
направленности,
означающий,
что
коррекционно-развивающая работа должна быть ориентирована
на закономерности коммуникативного процесса; освоение
средств общения для многих обучающихся со сложными
нарушениями предполагает использование разнообразных
невербальных и вербальных средств с постепенным
усложнением различных форм символизации - от реальных
предметов к предметам-символам, картинкам или барельефам,
естественным и специальным жестам, табличкам с написанными
словами и фразами, устной, дактильной речи.
12.
Принцип
коррекционно-компенсирующей
направленности образования, когда специальные средства,
методы и приемы обучения используются как для формирования
у обучающихся с ТМНР новых более совершенных
психологических достижений, механизмов компенсации, так и
для развития функциональных возможностей анализаторов,
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ коррекции нарушений поведения.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
20.09.23 18:09 (MSK)
Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
13. Положение
о совместно-разделенной
деятельности
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

педагогического работника и ребенка с ТМНР, что предполагает
последовательную смену формы взаимодействия (при
постепенной передаче инициативы от педагогического
работника к ребенку) от совместной деятельности к совместноразделенной, а затем самостоятельной деятельности ребенка с
помощью или под контролем педагогического работника.
14. Принцип социально-адаптирующей направленности
образования заключается в том, что коррекция и компенсация
недостатков развития рассматриваются в образовательном
процессе не как самоцель, а как средство обеспечения ребенку с
ТМНР
максимально возможной
самостоятельности
и
независимости в дальнейшей социальной жизни;
15. Принцип организованного взаимодействия с семьей
предполагает, что перенос нового позитивного опыта,
полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную
жизненную практику возможен лишь при условии готовности
ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые
способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка
в его саморазвитии и самоутверждении;
16. Принцип полноты содержания и интеграции отдельных
образовательных областей заключается в том, что деление
Программы на образовательные области не означает, что каждая
образовательная область осваивается ребенком отдельно, в
форме изолированных занятий по модели учебных предметов в
школе. Содержание образовательной деятельности в каждой
области тесно связано с другими областями. Такая организация
образовательного
процесса
соответствует
особенностям
развития обучающихся с ТМНР дошкольного возраста;
17. Принцип инвариантности ценностей и целей при
вариативности средств реализации и достижения целей
Программы: Стандарт и Программа задают инвариантные
ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна
разработать свою адаптированную образовательную программу.
При этом за Организацией остаётся право выбора способов их
достижения, выбора образовательных программ, учитывающих
разнородность
состава
групп
обучающихся,
их
психофизических особенностей, запросов родителей (законных
представителей);
18. Принцип единства развивающих, профилактических и
коррекционных задач в образовании ребенка с ТМНР.
Краткая
психологоКатегорию обучающихся дошкольного возраста с
педагогическая
тяжелыми множественными нарушениями развития (далее
характеристика
ТМНР) составляют дети в возрасте с 3 до 8 лет, имеющие
особенностей
вариативные сочетания нескольких первичных нарушений
психофизиологического
(интеллектуальных, сенсорных, двигательных) различной
развития детей со сложными степени тяжести. Первичные нарушения приводят к появлению
дефектами развития
сложной структуры вторичных и третичных нарушений
социальной природы, образуя специфический феномен,
проявляющийся в виде кумулятивного негативного влияния на
все сферы психического развития ребенка.
В группе имеются дети с крайне медленным темпом
психического развития. У таких детей низкое качество
самостоятельной активности не позволяет детям ощутить
практическую результативность социального двигательного
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ акта. Взрослый остается для них единственным средством
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
20.09.23 18:09 (MSK)
A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
удовлетворения
физических
иСертификат
первых
психических
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

потребностей, а эмоционально-ситуативное общение – ведущим
способом психологического взаимодействия с людьми.
Эмоциональное
общение,
тактильное
и
акустическое
воздействие являются обычно приятными и желанными для
малышей. Они вызывают чувство удовольствия и комфорта,
активизируют все психические процессы и физическую
активность, в том числе потребность в познании. Однако, в
случае наличия расстройств аутистического спектра, и эти виды
воздействия могут вызывать негативную реакцию со стороны
ребенка.
Ситуативно-личностный контакт является ведущей
формой общения. Просьбу близких дети не понимают. При
звучании речи и голоса взрослого достаточной громкости лишь
проявляют ориентировочную реакцию. Сами свои голосовые
возможности для контакта со взрослым используют
элементарным
образом.
В
случае
возникновения
физиологических или психологических потребностей они
недолго вокализируют, могут менять интонацию, поведение и
мимику, постепенно начинают кричать или монотонно плакать.
Негативные эмоции выражают бурно, успокаиваются долго,
только на руках у близкого взрослого, переключаемость
психических процессов нарушена.
Есть дети с стагнацией психического развития. При
стагнации психического развития у детей последовательного
овладения
более
совершенными
психологическими
достижениями в раннем и дошкольном возрасте не происходит,
а психологическое взаимодействие с окружающим миром
остается на уровне безусловно-рефлекторных и условнорефлекторных ответов, проявления и удовлетворения
физиологических (усталость, чувство голода, дискомфорт) и в
редких случаях элементарных психологических потребностей
(впечатления, контакт со средой).
Основания для разработки
рабочей
программы
(документы и программнометодические материалы)

1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» [принят
Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен
Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] (Актуальный
закон в редакции от 29.12.2017).
2.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
[принят Государственной Думой 20 июля 1995 г.:
одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 г.]
(Актуальный закон в редакции от 29.12.2017).
3.
Федеральный государственный образовательный
стандарт
дошкольного
образования
(приказ
Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
4.
Федеральная адаптированная образовательная
программа дошкольного образования для обучающихся с
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ограниченными возможностями здоровья (приказ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
20.09.23 18:09 (MSK)
Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
Министерства
просвещения Российской
Федерации от 24
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Министерстве
юстиции
Российской
Федерации
27.01.2023
регистрационный № 72149);
5.
Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Утверждены
постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской от 28 сентября 2020 года № 28 «Об
утверждении СаНПиН» 2.4.3648-20).
6.
Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания (СанПин 1.2.3685-21
зарегистрированный в Минюсте России 29.01.2021 №
62296)
7.
Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
8.
Устав.
9. Лицензия.
1.2. Планируемые результаты освоения образовательной программы в соответствии с
целевыми ориентирами

Периода формирования ориентировочно-поисковой активности
1) ориентировка на свои физиологические ощущения: чувство голода или насыщения,
дискомфорт или комфорт, опасность или безопасность;
2) синхронизация эмоциональных реакций в процессе эмоционально-личностного общения с
матерью, заражения улыбкой, согласованности в настроении и переживании происходящего
вокруг;
3) снижение количества патологических рефлексов и проявлений отрицательных эмоций в
процессе активизации двигательной сферы, изменения позы;
4) умение принять удобное положение, изменить позу на руках у матери и в позе лежа на спине,
животе на твердой горизонтальной поверхности;
5) реакция сосредоточения при воздействии сенсорных стимулов обычной интенсивности на
сохранные анализаторы, высокой или средней интенсивности на анализаторы со снижением
функциональных возможностей;
6) поиск сенсорного стимула за счет движений головы, поисковых движений глаз, поисковые
движения руки, локализация положения или зоны его воздействия;
7) при зрительном наблюдении за предметом проявление реакций на новизну и интереса к нему;
8) при слуховом восприятии снижение количества отрицательных эмоциональных реакций на
звуки музыки;
9) активное использование осязательного восприятия для изучения продуктов и выделения с
целью дифференцировки приятно-неприятно;
10) улыбка и активизация движений при воздействии знакомых сенсорных стимулов (ласковая
интонация речи, произнесённая непосредственно у детского уха, стимулов высокой или средней
интенсивности);
11) захват вложенной в руку игрушки, движения рукой, в том числе в сторону рта, обследование
губами и языком;
12) монотонный плач, редкие звуки гуления, двигательное беспокойство как средства
информирования педагогического работника о своем физическом и психологическом состоянии;
13) дифференцированные мимические проявления и поведение при ощущении комфорта и
дискомфорта;
14) активизация навыков подражания педагогическому работнику - при передаче эмоциональных
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
мимических движений;
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
20.09.23 18:09 (MSK)
Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
15) использование
в общении
непреднамеренной
несимволической
коммуникации.
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №
45 КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

Периода формирования предметных действий
1) продолжительное внимание и стойкий интерес к внешним сенсорным стимулам,
происходящему вокруг;
2) тактильное обследование (рассматривание) заинтересовавшего предмета;
3) ориентировка на свои физиологические ощущения, информирование педагогического
работника о дискомфорте после выполнения акта дефекации или мочеиспускания изменением
мимики и поведения;
4) поддержка длительного, положительного эмоционального настроя в процессе общения со
педагогическим работником;
5) появление нестойких представлений об окружающей действительности с переживаниями
обучающихся: удовлетворения-неудовлетворения, приятного-неприятного;
6) проявление предпочитаемых статических поз как свидетельство наличия устойчивых,
длительных положительных эмоциональных реакций;
7) готовность и проявление стремления у обучающихся к выполнению сложных моторных актов;
8) умение в процессе выполнения сложных двигательных актов преодолевать препятствия и
положительно реагировать на них;
9) проявление эмоционального положительного отклика на игры, направленные на развитие
сенсорной сферы;
10) проявление положительной эмоциональной реакции на звучание знакомой мелодии или
голоса;
11) дифференцирование различных эмоциональных состояний и правильная реакция на них в
процессе общения со педагогическим работником по поводу действий с игрушками;
12) передвижение в пространстве с помощью сложных координированных моторных актов ползание;
13) выполнение сложных координированных моторных актов руками - специфические
манипуляции со знакомыми игрушками;
14) способность предвосхищать будущее действие, событие или ситуацию из тех, что
запечатлены в памяти и часто происходят в жизни;
15) навык подражания - отраженное повторение простого моторного акта или социального
действия с предметом после выполнения в совместной деятельности со педагогическим
работником;
16) узнавание знакомых людей, предметов, речевых обращений за счет совершенствования
восприятия и появления способности путем анализа и преобразования ощущений, полученных с
различных анализаторов, осуществлять ориентировку в пространстве и ситуации;
17) ситуативно-личностное и периодически возникающее в знакомой ситуации ситуативноделовое общение как ведущая форма сотрудничества со педагогическим работником;
18) использование в общении преднамеренной несимволической коммуникации;
19) выражение своего отношения к ситуации в виде интонационно окрашенной цепочки звуков
речи (по подражанию и по памяти);
20) понимание в ограниченном объеме (не более 5 слов, жестов или перцептивных цепочек)
взаимосвязи между знаком и действием, знаком и предметом, умение выполнять действия или
находить предмет путем ориентировки на знаковый эталон, либо после демонстрации действия
педагогическим работником.
Периода формирования предметной деятельности
1) использование орудия при приеме пищи: пить из чашки, есть ложкой;
2) осуществление контроля положения тела при передвижении в пространстве с помощью
ходьбы (ходьба у опоры при нарушениях опорно-двигательного аппарата) на небольшие
расстояния;
3) изменение поведения в момент акта дефекации и (или) мочеиспускания, привлечение
внимания педагогического работника с помощью доступного коммуникативного способа,
фиксация произошедшего в виде социального знака;
4) знание последовательности социальных действий при одевании, кормлении, согласование
поведения с действиями педагогического работника, предвосхищение действия и
преднамеренное выполнение 1-2 действий в цепочке;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
5) точное копирование знакомой цепочки социальных действий с предметом отраженно за
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
20.09.23 18:09 (MSK)
Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
педагогическим
работником
(после выполнения
в совместной
деятельности);
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД
№ 45 КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

6) усвоение смысла небольшого числа культурно-фиксированных предметных действий и их
цепочек с определенной социально обусловленной закономерностью;
7) ситуативно-деловое общение как ведущая форма деятельности со педагогическим работником;
8) ориентировка в собственном теле, указание частей тела доступным коммуникативным
способом;
9) осуществление практической ориентировки в свойствах предметов (форма, величина, фактура)
и их различение путем обследования доступным способом;
10) использование метода практических проб и последовательного применения ранее освоенных
результативных действий для решения ситуативной практической задачи;
11) умение извлекать звук из музыкальной игрушки, музыкального инструмента;
12) длительное продуктивное взаимодействие в удобной физиологически правильной позе;
13) проявление положительных эмоций при выполнении действий с предметами и учебных
действий во время вертикализации с поддержкой;
14) умение соотносить изображение предмета с реальным образцом;
15) изменение поведения и выполнение действия в зависимости от жестового или речевого
обращения педагогического работника;
16) копирование социальных жестов, простых речевых образцов, в том числе звуковой и
слоговой последовательности, отраженно за педагогическим работником, применение их с
учетом социального смысла;
17) согласование своих действий с действиями других обучающихся и педагогических
работников: начинать и заканчивать упражнения, соблюдать предложенный темп;
18) способность выражать свое настроение и потребности с помощью различных мимических и
пантомимических средств, дифференциация эмоций в процессе предметно-практической
деятельности;
19) выражение предпочтений: "приятно-неприятно", "удобно-неудобно" социально приемлемым
способом;
20) проявление инициативы, желания общения, информирование о своем состоянии и
потребностях с помощью доступных средств коммуникации;
21) использование в общении символической конкретной коммуникации;
22) потребность в отражении своего эмоционального опыта в различных играх, игровых
ситуациях, по просьбе педагогического работника, других обучающихся.
Периода формирования познавательной деятельности
1) определенная или частичная степень самостоятельности во время приема пищи, при
выполнении акта дефекации и (или) мочеиспускания, гигиенических процедур, одевании;
2) информирование педагогических работников о чувстве голода и (или) жажды, усталости и
потребности в мочеиспускании и (или) дефекации с помощью доступных средств коммуникации;
3) самостоятельный выбор результативной схемы деятельности и поведения в зависимости от
поставленной цели и внешних условий среды;
4) поиск разрешения проблемной ситуации и преодоление препятствий, игнорирование лишних
предметов при выполнении задания;
5) умение создавать изображение простого предмета, постройку по образцу, по инструкции
педагогического работника, предъявленной в доступной коммуникативной форме;
6) умение выполнять доступные движения под музыку;
7) умение проявлять свое отношение к происходящему и сообщать об эмоциональном состоянии
социальным образом, то есть с помощью мимики, жестов и речи;
8) осознание себя, своих эмоций и желаний, узнавание собственных вещей, результатов
продуктивной деятельности;
9) понимание различных эмоциональных состояний педагогического работника;
10) применение накопленного перцептивного и практического опыта для ориентировки во
внешних признаках предметов (цвет, форма, размер и количество);
11) соблюдение социально заданной последовательности действий из существующих в опыте;
12) общение, информирование о своем отношении к происходящему доступным
коммуникативным способом;
13) выражение доступным коммуникативным способом просьбы, оценки, отношения - "Я", "Ты",
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
"Мой", "Моя", "Мое", "хороший", "плохой";
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
20.09.23 18:09 (MSK)
Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
14) использование
в 45
общении
элементов
символической
абстрактной
коммуникации, отдельных
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №
КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

абстрактных символов: слов, жестов, схематических изображений;
15) точное воспроизведение звуков речи, ритмического и интонационного рисунка слова
(восклицание, вопрос, недовольство, испуг), выделение ударного слога или слова, правильное
воссоздание последовательности 2-3 слогов в слове или дактильного ритма.
16) координированная ходьба и бег с произвольным изменением направления, скорости, в том
числе по поверхности с разным наклоном, лестнице;
17) подражание простой схеме движений вслед за педагогическим работником;
18) доброжелательное отношение, стремление помочь друг другу при выполнении игровой и
предметной деятельности.

1.3. Система оценки планируемых результатов
Объект педагогической
диагностики

Методы
педагогической
диагностики

Периодичност
ь
проведения
педагогическо
й
диагностики

Индивидуальные
достижения воспитанников в
контексте образовательных
областей:
Социальнокоммуникативное
развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
физическое развитие

-анкетирование
родителей
-наблюдения
-анализ продуктов
детской
2 раза в год
деятельности
-диагностические
задания

Длительность
проведения
педагогическо
й
диагностики

Сроки
проведения
педагогическо
й диагностики

2-3 недели

Сентябрь,
Май

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

2. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с периодами развития ребенка с
ТМНР, представленная в образовательной области «Физическое развитие».
Образовательная деятельность направлена на укрепление здоровья и поддержание
потребности в двигательной активности, развитие у обучающихся сохранных
двигательных возможностей, формирование новых моторных актов, социальной
направленности движений, социальных действий с предметами, а также социальнообусловленных жестов
2.1.1 Период формирования ориентировочно-поисковой активности
Совместная образовательная деятельность педагогических работников с детьми с ТМНР в
данный период предполагает следующие направления работы:
1) создание специальных условий для развития физических возможностей ребенка;
2) формирование потребности в двигательной активности;
3) формирование умения удерживать голову в различных позах, в том числе положении на
животе;
4) формирования умения осуществлять контроль равновесия тела при опоре на предплечья;
5) формирование навыка группирования при изменении положения тела в пространстве;
6) стимуляция к изменению положения при поиске сенсорного стимула;
7) формирование умения осуществлять активные движения артикуляционного аппарата при
кормлении;
8) развитие направленных и содружественных движений рук с целью познания близкого
пространства и предметов;
9) развитие умения совершать изолированные движения пальцами;
10) формирование потребности в поиске игрушки, ощупывающих движений ладоней рук и
пальцев.
2.1.2 Период формирования предметных действий
Совместная образовательная деятельность педагогических работников с детьми с ТМНР в
данный период направлена на:
1) развитие равновесия и навыка контроля положения тела в различных позах: на руках у
педагогического работника в вертикальной позе, на животе, в позе полусидя, стоя на коленях с
поддержкой подмышки;
2) формирование умения самостоятельно осуществлять вестибулярный контроль положения
тела с учетом внешних условий и ситуации (удобная поза во время кормления, при игре с
игрушками);
3) формирование навыка группировки и изменения положения тела в пространстве,
самостоятельный переход из положения на спине в положение на животе;
4) сохранение равновесия в вертикальном положении на руках педагогического работника, с
опорой корпуса на его плечо;
5) формирование согласованных движений рук, закрепление умения захватывать предметы,
удерживать их, противопоставлять большой палец всем остальным, осуществлять
исследовательские движения пальцами рук, выполнять различные по сложности социальные
действия с игрушками (манипуляторные, специфические, орудийные и простые игровые);
6) создание условий для перекладывания игрушек из одной руки в другую, увеличение
зрительного или перцептивного контроля;
7) формирование умения сохранять позу сидя с опорой на руку или спинку стула;
8) при отсутствии выраженных двигательных нарушений формирование навыка передвижения
в пространстве: повороты со спины на живот и обратно, овладение ползанием (развитие
координированного взаимодействия в движениях рук и ног), умением сидеть;
9) приПОДПИСАН
отсутствии
выраженных
ДОКУМЕНТ
ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ двигательных нарушений формирование навыка сохранения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
20.09.23 18:09различной
(MSK)
Сертификат
A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
равновесия при
перемещении
в пространстве
и выполнении
цепочки
движений,
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
приподнимание
корпуса тела стоя
опоры
с кратковременным сохранением равновесия в
ПРИМОРСКОГО
РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА,
СпичакуЕлена
Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

вертикальном положении, стоя на коленях или на ногах, переход из позы стоя в позу сидя,
лежа, в том числе группирования при падении;
10) создание условий для укрепления мышц ног и рук: учить ребенка опираться на ножки,
отталкиваться руками (катание на большом мяче), выносить их вперед для опоры.
2.1.3 Период формирования предметной деятельности
Совместная образовательная деятельность педагогических работников с детьми с ТМНР в
данный период предполагает следующие направления работы:
1) развитие навыка контроля положения тела и удержание равновесия при изменении
положении тела, в статическом положении, при выполнении движений и игровых действий;
2) обеспечение развития физической силы и двигательных умений;
3) создание условий для совершенствования навыка самостоятельной ходьбы: изменения
направления, скорости, преодоление и обход препятствий;
4) формирование навыка использования физических и двигательных возможностей для влияния
на ситуацию, при выполнении действии с предметами, в том числе в ходе продуктивной и
игровой деятельности;
5) формирование навыка выполнения содружественных и изолированных ритмичных движений
(ногами, руками, головой, телом), согласования движений с движениями педагогического
работника и музыкальным ритмом;
6) формирование умения действовать двумя руками, одной рукой, выполнять точные
координированные движения пальцами рук, выбирать удобное положение руки для орудийного
и предметного действия, продуктивной и игровой деятельности;
7) формирование умения использовать свои перцептивные ощущения для ориентировки в
пространстве во время передвижения.
2.1.4 Период формирования познавательной деятельности
Совместная образовательная деятельность педагогических работников с детьми с ТМНР в
данный период направлена на:
1) развитие навыка подражания простой схеме движений вслед за педагогическим работником;
2) формирование интереса к выполнению разных физических упражнений, потребности в
разных видах двигательной деятельности;
3) формирование умения выполнять изолированные движения кистью и пальцами рук согласно
инструкции, подкреплённой образцом: стучать по столу расслабленной кистью правой (левой)
руки; ставить руку на ребро, сгибать пальцы в кулак, выпрямлять, класть руку на ладонь другой
руки; фиксировать одной рукой запястье другой, тереть ладони друг о друга; стучать ладонью
по столу; соединять концевые фаланги выпрямленных пальцев рук ("домик"); соединить
лучезапястные суставы, кисти разогнуть, пальцы отвести ("корзиночка").
4) закрепление навыка и формирование привычки удерживать правильную позу и положение
руки при обследовании предметов и ориентировке в пространстве;
5) закрепление навыка и формирование привычки у обучающихся с нарушением зрения
сохранять правильную позу в положении стоя, сидя за столом, в кресле, при ходьбе, при
передвижении и действии с игрушками-каталками и игрушками-двигателями (подготовка к
действию с тростью);
6) развитие умения выполнять движения по инструкции;
7) отработка техники ходьбы: правильной постановки стоп, положения тела, координации
движений рук и ног при ходьбе;
8) развитие умения согласовывать темп ходьбы со звуковым сигналом, музыкальным ритмом;
9) формирование умения произвольно менять скорость и направление движения;
10) совершенствование координации и качества движений при самостоятельном спуске и
подъеме по лестнице, умения держаться за перила, поочередно переступать ногами, в том числе
по поверхности с разным наклоном;
11) формирование навыка ходьбы в колонне, парами, в том числе при изменении направления и
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
скорости движения;
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
20.09.23 18:09 (MSK)
Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

12) развитие умения выполнять по инструкции ряд последовательных движений без предметов
и с предметами;
13) развитие навыка выполнения координированных движений руками при игре с мячом
разного размера в соответствии с созданной педагогическим работником ситуацией: бросать
мяч одной рукой или двумя, рассчитывать силу броска, толкать от себя ногой или руками
(сбивание кеглей),
14) формирование навыка выполнения сложных социальных действий с предметами:
разглаживать лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой рукой, и наоборот,
складывать лист, перелистывать, осуществлять перцептивную ориентировку, складывать
предметы, производить изменения.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Комплекс физических упражнений
Упражнения для формирования вертикального положения головы
Упражнения с использованием предметов и приспособлений
Упражнения для преодоления сгибательно-приводящих установок верхних конечностей
Упражнения для формирования поворотов туловища в положении лежа
Упражнения для преодоления сгибательно-приводящих установок нижних конечностей
Упражнения для формирования положения на четвереньках
Упражнения для формирования умения ползать на четвереньках
Упражнения для формирования функции сидения. Упражнения для формирования
умения самостоятельно садиться
Упражнения для формирования умения вставать на колени
Упражнения для формирования шаговых движений
Упражнения для формирования умения самостоятельно стоять
Упражнения для формирования умения вставать на ноги
Упражнения для формирования самостоятельной ходьбы

2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
месяц
Сентябрь

тема
«Создание условий для
двигательной
активности детей дома»

формы работы
консультация

Октябрь

«Двигательные
предпочтения детей»

Ноябрь

Спортивное
развлечение открытое занятие
для детей и мам

Декабрь

Комплексная
помощь консультация
детям с ОВЗ и их
родителям
Развитие индивидуальных консультация
способностей детей

Февраль

анкетирование

«Роль
закаливающих консультация
мероприятий
в укреплении
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
20.09.23 18:09 (MSK)
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ
САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА
организма
ребенка»
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
Май

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

ЗАВЕДУЮЩИЙ

дополнительная
информация
Родители
детей
со
сложными дефектами в
развитии
Родители детей со
сложными дефектами в
развитии
Родители
детей
со
сложными дефектами в
развитии
Родители
детей
со
сложными дефектами в
развитии
Родители
детей
со
сложными дефектами в
развитии
Родители
детей
со
сложными
дефектами в
Сертификат
A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
развитии

3. Организационный раздел
3.1. Структура реализации образовательной деятельности
Виды деятельности, Совместная
технологии
деятельность
педагога с детьми
Здоровьясберегающие - Непосредственно
технологии,
образовательная
технологии
деятельность
сохранения и
-дыхательная
стимулирования
гимнастика
здоровья:
- дни здоровья
утренняя гимнастика
- контрольные
-игровые упр.
(диагностика)
-подражательные
-физкультминутки
движения
-динамические паузы
-игры малой
-физкультурные
подвижности
праздники и
-гимнастика после
развлечения
дневного сна
- тематические с
-индивидуальная
интеграцией
работа по развитию
образовательных
движения
областей
-закаливание
-с использованием
персонажей
-с участием родителей

Самостоятельная
деятельность детей

Индивидуальный
маршрут
развития ребенка
Создание условий для
Работа педагога по
самостоятельной
индивидуальному
деятельности детей, по маршруту развития
физическому развитию, ребенка.
в режимных моментах:
игровые упражнения со
спортивным
инвентарем,
подражательные
движения
танцевальные
движения под музыку.

3.2. Учебный план, максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников
группы (занятия);
Группы

Продолжительность
одного занятия по
физическому развитию

со сложными дефектами
развития № 1

20 мин

Количество
образовательных занятий
по физическому развитию
в неделю
3 раза

со сложными дефектами
развития № 2

20 мин

3 раза

со сложными дефектами
развития № 3

20 мин

3 раза

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

3.3. Создание развивающей предметно- пространственной среды
Физкультурный зал оборудован необходимым оборудованием для занятий с детьми со
сложными дефектами развития.
Валики, мягкие модули, скамейка, доска гладкая с зацепами, доска с ребристой поверхностью,
дорожка – змейка (канат), коврик массажный, коврик со следочками, , маты гимнастические,
гимнастические мячи (фитбол), кегли, кольцеброс, мешочки с грузом, мячи набивные, мячи
большие, мячи средние, мячи малые, мишени для метания настенные, кольцо баскетбольное,
стенка гимнастическая деревянная, бассейн сухой, велотренажер, флажки, косички, кубики,
ленточки, платочки, гимнастические палки, кегли, теннисные мячики, мячики массажные
(суджок), обручи, султанчики, мячи средние, мячи малые, гантели.
Для релаксации подобрана аудио картотека музыки.
3.4. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорнодвигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом).
Методическое пособие под редакцией А.А. Потапчук. – СПБ, СПбГАФК им.П.Ф. Лесгафта,
2003 г. – 228 с.
2. Адаптивная физическая культура. Программа для обучения детей с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями.
Методическое пособие под редакцией И.Н. Андреева, И.А. Покровская– СПБ, 2014г. – 41
3. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным
параличем. – Москва «Советский спорт» 1991
4. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии. Методическое пособие под редакцией
Л.В. Шапковой. – СПБ, 2001г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».