Рабочая программа для детей НОДА учителя-логопеда Ивановой Н.Ю.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогический совет

Заведующий

Протокол от _____________ № _______

____________________ /Е.Д.Спичак /
приказ от _____________ № _______

Рабочая программа
Учителя-логопеда
Ивановой Наталии Юрьевны.

для детей группы с нарушением опорно – двигательного аппарата
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 45 комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга
на 2023 – 2024 учебный год

Санкт-Петербург
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

2023 г.04.10.23 18:04 (MSK)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

1

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Содержание
1. Целевой раздел_______________________________________________________3
1.1.

Пояснительная записка_______________________________________________3

1.2

Целевые ориентиры__________________________________________________ 6

1.3.

Система оценки планируемых результатов_______________________________7

2. Содержательный раздел________________________________________________8
2. 1. Содержание коррекционно-образовательной работы ________________________8
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников ________________________________11
3. Организационный раздел _____________________________________________13
3.1 Условия реализации программы _________________________________________13
3.2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса ____________13
3.3. Структура организации образовательного процесса________________________13
3.4. Формы и методы коррекционной работы _________________________________14
3.5. Реализуемые образовательные технологии _______________________________ 14
3.6. Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности _______14

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

04.10.23 18:04 (MSK)

2

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-логопеда (далее Программа) разработана с учетом
концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и
специальной психологии. Она базируется:
• на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения
людей, освоения окружающей действительности и познания мира;
• на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и
мышления, речевой и познавательной деятельности.
В основе Рабочей Программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности
как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический,
лексический, морфологический и фонетический компоненты.
Программа разработана для детей с трех лет с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (НОДА) с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при
общем недоразвитии речи в группе компенсирующей направленности.

Цель

Проектирование содержания образовательной и коррекционноразвивающей деятельности для развития физического и
психологического потенциала детей группы с
НОДА,
формирования более совершенных возрастных психологических
достижений и последовательной социализации, предупреждения
появления психологических отклонений вторичной и третичной
природы за счет специальным образом организованной совместной
деятельности учителя - логопеда с детьми и взаимодействия со
сверстниками в соответствующих актуальным психологическим
достижениям видах деятельности.
Задачи
реализация содержания АОП ДО;
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с
НОДА;
охрана и укрепление физического и психического здоровья
обучающихся с НОДА, в том числе их эмоционального
благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития
ребенка с НОДА в период дошкольного образования независимо от
места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными,
психофизическими
и
индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого потенциала
каждого ребенка с НОДА как субъекта отношений с
педагогическим
работником,
родителями
(законными
представителями), другими детьми;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности, обучающихся с НОДА,
развитие
их
социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
психофизическим
и
индивидуальным
особенностям
развития
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
04.10.23 18:04 (MSK)
Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДАс НОДА;
обучающихся
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

3

обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей
(законных представителей) и повышение их компетентности в
вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации),
охраны и укрепления здоровья, обучающихся с НОДА;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного и начального общего образования.
Решение задач коррекционно-развивающей работы возможно
лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и
образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов
(учителя-дефектолога,
учителя-логопеда,
педагога-психолога,
воспитателей) дошкольной организации, а также при участии
родителей в реализации программных требований.
Принципы и подходы к
формированию рабочей
программы

1.Построение образовательной деятельности, которая открывает
возможности для индивидуализации образовательного процесса,
появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с
характерными для данного ребенка спецификой и скоростью,
учитывающей
его
интересы,
мотивы,
способности
и
психофизические особенности.
2. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает,
что образовательное содержание предлагается ребенку через
разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего
развития ребенка, что способствует развитию, расширению как
явных, так и потенциальных возможностей ребенка.
3. Организация образовательного процесса соответствует
особенностям развития обучающихся с НОДА дошкольного
возраста.
4. Соблюдение ряда условий, одним из которых является
определение
теоретической
базы,
обеспечивающей
концептуальный научнотеоретический подход к осуществлению
диагностики и коррекции системного недоразвития речи у детей.
5.
Определение
механизма
возникновения
речевой
недостаточности при различных формах речевого недоразвития.
Определение структуры дефекта, выявления ведущего нарушения,
определение соотношения первичных и вторичных расстройств.
6. Организация коррекционной работы по преодолению речевой
недостаточности предусматривает единство формирования
речевых процессов, мышления и познавательной активности.

Краткая психологопедагогическая
характеристика
особенностей
психофизиологического
развития детей (группы)

Задержка и нарушение формирования всех двигательных
функций оказывают неблагоприятное влияние на формирование
психики и речи. Для детей характерны специфические отклонения
в психическом развитии (нарушено формирование познавательной
деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности).
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП
имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех
детей:
неравномерный
характер
нарушений
отдельных
психических функций; сниженный запас знаний и представлений
об окружающем мире, выраженность астенических проявлений
(высокая
истощаемость
всех
психических
процессов,
утомляемость), пониженная работоспособность. Нарушение
координированной деятельности различных анализаторных систем
(патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства)
существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
04.10.23 18:04 (MSK)
Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
детей.
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

4

Значимые характеристики
для разработки и
реализации Программы

Чаще всего характерна недостаточность пространственных
и
временных
представлений,
тактильного
восприятия,
конструктивного праксиса. По состоянию интеллекта дети с НОДА
представляют крайне разнородную группу: одни имеют
нормальный или близкий к нормальному интеллект, а у других
наблюдается задержка психического развития.
У многих детей отмечаются проблемы в социальноличностном развитии в связи с переживанием дефекта и с
особенностями воспитания.
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
отмечаются следующие речевые нарушения согласно психологопедагогической классификации.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это
нарушение процессов формирования произносительной системы
родного языка у детей с различными речевыми расстройствами
вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи (ОНР) –сложные речевые расстройства,
при которых нарушено формирование всех компонентов речевой
системы в разной степени проявления (фонетики, лексики,
грамматики).
Задержка речевого развития (ЗРР) – это отставание в речи от
нормы развития детей до 4 лет.

Основания для
разработки рабочей
программы (документы и
программнометодические материалы)

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» [принят Государственной Думой 21
декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012
г.] (Актуальный закон в редакции от 29.12.2017).
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» [принят
Государственной Думой 20 июля 1995 г.: одобрен Советом
Федерации 15 ноября 1995 г.] (Актуальный закон в редакции от
29.12.2017).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный
№
30384;
в
редакции
приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
4. Федеральная адаптированная образовательная программа
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022,
зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской
Федерации 27.01.2023 регистрационный № 72149);
5. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
(Утверждены
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской от 28 сентября
2020 года № 28 «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3648-20).
6. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания (СанПин 1.2.3685-21 зарегистрированный в
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Минюсте России 29.01.2021 № 62296)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
04.10.23 18:04 (MSK)
Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
7. ПисьмоВИДА
Минобрнауки
России от 11.03.2016
№ ВК-452/07 «О
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

5

введении ФГОС ОВЗ».
8. Устав.
9. Лицензия.
1.2. Целевые ориентиры
Средний дошкольный возраст (с 4, 5 до 6 лет)
1) проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью педагогического
работника) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
2) понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков,
состояний, свойств, качеств;
3) различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной
речи;
4) использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными
союзами, применяет слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
5) пересказывает (с помощью педагогического работника) небольшую сказку, рассказ, с
помощью педагогического работника рассказывает по картинке, пересказывает небольшие
произведения;
6) составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью педагогического работника),
ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
7) различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
8) владеет простыми формами фонематического анализа;
9) использует различные виды интонационных конструкций;
10) проявляет доброжелательное отношение к детям, педагогическим работником, оказывает
помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь;
11) узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток;
12) владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и с педагогическим работником,
элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими, используя
речевые и неречевые средства общения;
13) может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы);
14) обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительными
возможностями, активным словарным запасом с последующим включением его в простые
фразы;
15) в речи употребляет все части речи, проявляя словотворчество;
16) сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях,
высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью педагогического
работника и самостоятельно);
Старший дошкольный возраст (от 6 до 7-8 лет)
1) обладает сформированной мотивацией к обучению по образовательным программам
начального общего образования;
2) усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего
мира;
3) употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с мотивным значением,
многозначные;
4) умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
5) умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости
прибегает к помощи педагогического работника);
6) правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные
словообразовательные модели;
7) составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с
элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет
творческие рассказы;
8) осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
дифференциальным признакам;
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
04.10.23 18:04 (MSK)
Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
9) владеет
простыми
формами
фонематического
анализа, способен осуществлять сложные
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ
САД № 45
КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

6

формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний
план), осуществляет операции фонематического синтеза;
10) осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов
(двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами,
односложных);
11) правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
12) самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
13) выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы
по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы,
наглядные опоры;
14) отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет
с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы "из личного опыта";
15) владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой;
1.3. Система оценки планируемых результатов
Мониторинг речевого развития ребёнка предполагает изучение индивидуальных
достижений воспитанников в контексте пяти образовательных областей с целью определения
эффективности выбранных методов и приемов коррекционной работы.
В ходе диагностики речевого развития изучаются следующие компоненты речевой системы:
• состояние неречевых психических функций;
• состояние моторной сферы;
• состояние произносительных компонентов речи;
• состояние фонематических процессов;
• импрессивная сторона речи;
• экспрессивная сторона речи.
Ход мониторинга развития детей отражается в карте развития.
Основу «Карты развития ребенка» составляет единый комплект следующих пособий:
- А. Зарин Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в
развитии: учебно-методическое пособие. -СПБ.: ЦДК проф.Л.Б. Баряевой, 2015.
- А. Зарин Карта развития ребенка с проблемами развития. -СПБ.: ЦДК проф.Л.Б. Баряевой,
2015.
Обследование речевого развития отражается в речевой карте на каждого ребенка.
- О.И. Крупенчук «Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста» СПб, 2017.
В тех случаях, когда у ребенка наряду с основным опорным диагнозом наблюдается
интеллектуальные нарушения, то обследование речи проводится по речевой карте Д.Л.
Лейзеровой «Речевая карта для обследования ребенка с ограниченными возможностями
здоровья» (СПб., 2019г.). Для таких детей учителем-логопедом составляется ИПКР
(индивидуальная программа коррекционной работы).
«Карта развития ребенка» была адаптирована с учетом особенностей детей с
ограниченными возможностями здоровья (с нарушением опорно-двигательного аппарата) и
спецификой воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого Организацией.
Объект педагогической
Методы
Периодичност Длительность
Сроки
диагностики
педагогической
ь
проведения
проведения
диагностики
проведения
педагогическо педагогическо
педагогическо
й
й диагностики
й
диагностики
диагностики
Индивидуальные
-анкетирование
достижения воспитанников в родителей
контексте образовательных
-наблюдения
областей:
-анализ продуктов
ДОКУМЕНТ
ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ детской
СоциальноГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
коммуникативное
деятельности
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

7

2 раза в год
04.10.23 18:04 (MSK)

2-3 недели

Сентябрь,
Май

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

развитие,
-диагностические
познавательное развитие,
задания
речевое развитие,
физическое развитие
Педагогическая диагностика индивидуальных достижения воспитанников направлена на
оценивание условий, созданных учителем-логопедом в процессе образовательной деятельности,
и дальнейшее планирование коррекционной работы.
2. Содержательный раздел
2.1 . Содержание коррекционно-развивающей деятельности
Коррекционно-развивающая работа организуется в рамках ведущей деятельности-игры.
Важным является развитие скоординированной системы межанализаторных связей,
опора на все анализаторы (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой) с обязательным
включением двигательно-кинестетического анализатора.
Тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) и всем окружением
ребенка является залогом эффективности коррекционно-развивающей работы. В силу огромной
роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды
(быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это
развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Направление

Содержание коррекционно-развивающей работы.

развитие
двигательной
деятельности (общей
моторики
и
функциональных
возможностей кистей
и пальцев рук);

Для обучающихся с тяжелыми двигательными нарушениями, которые
не передвигаются самостоятельно, важно вести работу по
формированию навыков сидения, обучению вставанию на колени, на
ноги, удержанию вертикальной позы. Большое внимание уделяется
обучению захвату и удержанию предметов.
При выполнении движений широко используются звуковые и речевые
стимулы. Многие упражнения, особенно при наличии насильственных
движений, полезно проводить под музыку. Особо важное значение
имеет четкая речевая инструкция и сопровождение движений стихами,
что развивает целенаправленность действий, создает положительный
эмоциональный фон, улучшает понимание обращенной речи,
обогащает словарь. На всех занятиях у ребенка нужно формировать
способность воспринимать позы и направление движений, а также
восприятие предметов на ощупь (стереогноз).
Для обучающихся с двигательными нарушениями средней тяжести
важна стимуляция самостоятельной ходьбы, коррекция нарушений
равновесия, развитие координации движений.
Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук тесно
связано с формированием общей моторики. При развитии
функциональных возможностей кистей и пальцев рук у обучающихся с
двигательными
нарушениями
необходимо
учитывать
этапы
становления моторики кисти и пальцев рук: опора на раскрытую кисть,
осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение
пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно
усложняющиеся
манипуляции
и
предметные
действия,
дифференцированные движения пальцев рук.
В работе с детьми с легкими двигательными нарушениями особое
внимание должно уделяться развитию тонкой моторики, обучению
точным движениям.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Полезно ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
включать в занятия,
а (MSK)
также Сертификат
рекомендовать
родителям
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
04.10.23 18:04
A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА
(законным
представителям)
для
выполнения
дома
с
детьми
следующие
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

8

виды упражнений:
разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой
рукой, и наоборот;
постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;
повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы в кулак, выпрямить,
положить руку на ладонь; сделать то же левой рукой;
руки полусогнуты, опора на локти - встряхивание по очереди кистями
("звонок");
руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения
кистей, правой и левой (согнуть-разогнуть, повернуть ладонью к лицу к столу);
фиксировать левой рукой правое запястье - поглаживать ладонью
правой руки, постучать ладонью по столу.
Одновременно проводится работа и по развитию движений пальцев
рук, особенно правой руки:
соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук ("домик");
соединить лучезапястные суставы, кисти разогнуть, пальцы отвести
("корзиночка").
Необходимо обратить внимание на формирование противопоставления
первого пальца всем остальным; на свободное сгибание и разгибание
пальцев рук без движений кисти и предплечья, которыми они часто
замещаются. Для этого рекомендуется применять следующие задания:
сжать пальцы правой руки в кулак - выпрямить;
согнуть пальцы одновременно и поочередно;
противопоставить первому пальцу все остальные поочередно;
постучать каждым пальцем по столу под счет "один, один-два, одиндва-три";
отвести и привести пальцы, согнуть и разогнуть с усилием ("кошка
выпустила коготки");
многократно сгибать и разгибать пальцы, легко касаясь концевой
фалангой первого пальца остальных ("сыпать зерно для птиц").

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

04.10.23 18:04 (MSK)

9

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Развитие
функций

сенсорных Сенсорное воспитание направлено на развитие всех видов восприятия
ребенка
с
НОДА
(зрительного,
слухового,
тактильнокинестетического), на основе которых формируются полноценные
представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине,
цвете, положении в пространстве.
Развитие всех сторон Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого
речи и коррекция
аппарата: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких
речевых нарушений
случаях - нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного
аппарата):
Развитие
речевого
дыхания
и
голоса;
Формирование
продолжительности, звонкости, управлявшей голоса в речевом потоке.
Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции.
Нормализация просодической системы речи (мелодико-интонационных
и темпо-ритмических характеристик речи).
Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки,
автоматизации и дифференциации звуков речи.
Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи.
Основной целью коррекционно-логопедической работы является
формирование всей системы полноценной речевой деятельности:
развитие понимания обращенной речи, расширение пассивного и
активного словаря, формирование грамматического строя и связных
высказываний, улучшение произносительной стороны речи. Очень
важным является развитие полноценного речевого общения.
При проведении коррекционно-логопедической работы с детьми с
НОДА
целесообразно
использовать
следующие
методы
логопедического воздействия: пассивная и активная артикуляционная
гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения.
Развитие
пространственных
представлений

Развитие пространственных представлений осуществляется поэтапно.
Первый этап: расположение предметов в пространстве, ориентация в
предметно-пространственном окружении "от себя", представление о
сторонах и частях тела человека, а также его лица. Чтобы
сформировать понятия "впереди", "сзади", "вверху", "внизу", "справа",
"слева", следует связать их с конкретными частями тела, например,
впереди (лицо) - сзади (спина), вверху (голова) - внизу (ноги), правая
рука (справа) - левая рука (слева).
Второй этап: ориентация в предметно-пространственном окружении
"от другого человека".
Третий этап: ориентировка по основным пространственным
направлениям: вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз. Вводятся
понятия: близко - далеко, ближе - дальше.
Четвертый этап: ориентировка на листе бумаги. Здесь вводятся
понятия: посредине, в центре, верхняя и нижняя стороны, правая и
левая стороны, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний
левый угол, нижний правый угол.
Пятый этап: коррекция оптико-пространственного восприятия с
помощью заданий на воссоздание по образцу или представлению
пространственного размещения геометрических фигур или узоров;
фиксации и воспроизведения поворотов на плоскости отдельных
элементов узора или графических знаков. Формирование у ребенка
навыка составления разрезных картинок. Вначале ребенку можно
предложить разрезные картинки без фона, то есть вырезанные по
контуру. Затем предлагаются к составлению картинки, изображающие
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
предмет с фоном, из 2-х, 3-х, 4-х, 6-ти, 9-ти, 12-ти частей.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
04.10.23 18:04 (MSK)
Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
Формирование
Первый этап: формирование
представлений о сутках: день - ночь, утро
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

10

временных
представлений

- вечер. Педагогическим работником рекомендуется начинать развитие
представлений о времени с различения отдельных контрастных частей
суток (день - ночь; утро - вечер). Используется прием описания
конкретной деятельности, которой в этот период занимаются
обучающиеся. Обучающихся обучают различать части суток: по
внешним объективным признакам (светло-темно).
Второй этап: формирование представлений о временах года. В качестве
наиболее продуктивных форм работы предлагаются: раскладывание
карточек с изображением времен года в соответствии с порядком их
возникновения; определение времени года по картинкам и составление
рассказов по картинкам; наблюдение за изменениями в природе в
естественных условиях, использование литературных произведений,
чтение и заучивание наизусть стихов, отгадывание загадок и
заучивание пословиц.
Третий этап: временные понятия "Вчера, сегодня, завтра", которые
связываются с определенной деятельностью обучающихся и
обозначаются определенным термином,
Четвертый этап: календарь, дни недели.
Пятый этап: временное понятие "месяц", названия месяцев.
Обучение грамоте
Задачами подготовительного периода обучения грамоте являются:
Формирование
формирование произвольной стороны речи;
первоначальных
развитие слухового внимания и речеслуховой памяти;
навыков чтения и
формирование фонематического восприятия;
письма.
нормализация оптико-пространственного гнозиса;
подготовка мелкой моторики руки к процессу письма;
формирование психологической базы речи;
формирование мыслительных операций;
Программа подготовительного периода в обучении грамоте имеет
несколько разделов, которые тесно связаны между собой:
1. Формирование навыков произношения.
2. Развитие фонематического восприятия, формирование звукового
анализа и синтеза.
3. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
Программа основного периода обучения грамоте предусматривает на
основе звукового анализа и синтеза научить обучающихся чтению
слогов и слов.
Необходима
индивидуальная
подготовка
руки
к
письму,
последовательная отработка и закрепление двигательного навыка
письма. Необходимо выделить время для специальных занятий по
формированию движений, обеспечивающих правильную технику
письма.
Для развития точности движений пальцев рук следует строить
различные фигуры на плоскости из палочек, мозаики и плоскостных
геометрических фигур. Хорошие результаты в формировании
двигательных навыков дают следующие упражнения: надевание
колечек, пуговиц, бус на проволоку, веревку, нитку; продевание через
отверстия малого размера шнурков; прошивание иглой контура
предметов на бумаге, а также застегивание, расстегивание,
завязывание, развязывание шнурков, пуговиц, молний.
Обучение письму начинается с обследования возможностей овладения
графическим навыком письма. Важным этапом работы является
обучение ребенка адекватной позе во время письма. При этом
необходимо решать следующие задачи:
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
отработка общей позы при письме и обучение среднему положению
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
04.10.23 18:04 (MSK)
Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
головы, поворотам
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА и наклонам при строго определенном положении
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

11

рук;
развитие зрительного
направлениях.

контроля

за

движением

рук

в

разных

2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников
Учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через
систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме
и еженедельно по пятницам в письменной форме в альбомах. Рекомендации родителям по
организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее
ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
Методические рекомендации, данные в альбомах, подскажут родителям, в какое время
лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть
с ребенком дома. Они предоставят ребенку возможность занять активную позицию, вступить в
диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так,
родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут
пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять
рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая,
рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и
мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый
иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и
поможет сделать занятия более интересными и яркими.
Учитель-логопед при подготовке рекомендаций родителям для каждой возрастной
группы учитывает особенности развития детей данного возраста.
Для трехлетних малышей в каждое задание включаются народные потешки, пестушки,
колыбельные песенки, которые позволяют привить детям чувство родного языка, почувствовать
его мелодику.
Дети четырехлетнего возраста впервые начинают проявлять стремление к
интеллектуальному общению со взрослыми, задают много проблемных вопросов. Родители
должны учитывать эту особенность малышей и не оставлять без внимания их вопросы.
Особенно это касается детей с речевой патологией, плохо и мало говорящих. Речевую
активность таких детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать. Это
позволяет укрепить доверие ребенка к окружающим взрослым, направить его познавательную
активность в нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях,
что будет способствовать преодолению отставания в речевом развитии.
Для детей старшей группы родители должны стремиться создавать такие ситуации,
которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном
багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе,
должна стать одной из основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны
стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.
В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации
полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к
обучению в школе.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

12

04.10.23 18:04 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

3.Организационный раздел
3.1 Условия реализации программы
Условия реализации Программы включают в себя требования:
-соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПин);
-соответствие правилам пожарной безопасности;
-соответствие средств обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям
развития детей (ФОАП ДО);
-к оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой (ФОАП ДО);
-к учебно-методический комплекту.
3.2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Внеучебное пространство: пандусы, поручни, ручки-скобки для передвижения детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата;
Специальное оборудование: кресло-коляска, стульчики, вертикализатор, ходунки;
Уголок учителя-логопеда может содержать:
-Фотоальбомы, иллюстративный материал, предметные и сюжетные картинки по темам,
разрезные картинки, картинки с вкладышами, пазлы;
-Тактильные ощущения и восприятия: пальчиковый бассейн, коробки со всякой всячиной
(предметы разной фактуры, тяжести), материалы для игр с водой, песком;
-Зрительные ощущения и восприятия: фонарики, светящиеся палочки, гирлянды, игрушки
ярких цветов;
-Слуховые ощущения и восприятия: колокольчики, погремушки, звучащие игрушки, шумящие
баночки, наполненные горохом, рисом, фасолью, аудиозаписи;
-Кинестетические ощущения и восприятия: шнуровки, мягкий конструктор, крупные и мелкие
кубики, бусы различной величины, вкладыши, «почтовый ящик», прищепки и другое.
Логопедический кабинет представляет собой хорошо освещенное помещение площадью
не менее 10 м2. На одной из стен кабинета крепится большое зеркало с лампой дополнительного
освещения. Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того,
чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует
иметь набор игрушек.
Игры, игрушки, пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Причем, полки на
уровне роста детей должны быть открытыми с тем, чтобы на них размещался сменный
материал для самостоятельной деятельности детей. На стенах кабинета могут быть размещены
магнитная доска, наборное полотно, на которых малыши могут рисовать, складывать разрезные
картинки или плоские сборные игрушки.

3.3. Структура организации образовательного процесса
Образовательные задачи решаются через различные формы организации
образовательного процесса детей:
- индивидуальные занятия
- подгрупповые занятия
-в ходе режимных моментов
-в совместной деятельности с педагогом
-в самостоятельной деятельности детей
-в совместной деятельности с семьей

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

13

04.10.23 18:04 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

3.4. Формы и методы организации коррекционной работы.

Формы
Обследование, заполнение карт развития ребенка
Индивидуальные - подгрупповые занятия с детьми
Итоговая диагностика психического развития.
Заполнение карт развития, документации

словесные
Беседа
рассказ
инструкция
описание события
чтение и др.

Сроки проведения
сентябрь
октябрь- середина мая
Две последние недели мая

Методы обучения
наглядные
Наблюдение
обследование предметов
окружающего мира
показ картинок, иллюстраций
показ образца, показ способа
действий
ЭОР

практические
Организация детской
деятельности
(дидактические игры,
трудовые действия,
упражнения и др.)

3.5. Реализуемые образовательные технологии
К современным образовательным технологиям можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);
- технологии исследовательской деятельности (элементарное эксперементирование);
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии;
3.6. Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности
(список литературы)
• Агранович З.Е. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей. – СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.
• Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для
преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. –
«Детство-пресс» СПб. 2020..
• Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для
детей с ОНР. – Москва. Изд. Скрипторий.2016.
• Батяева С.В., Савостьянова Е.В., Володина В.С. Большой альбом по развитию речи.
Москва. Росмэн.2019.
• Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Развитие общеречевых навыков. Чтобы чисто говорить,
надо… от 0 до 3 лет. СПб. «Паритет», 2003.
• Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Развитие речи начинаем говорить. От 0 до 3 лет. СПб,
«Паритет» 2003.
• Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Логопедическая энциклопедия
дошкольника. – СПб. Изд.дом «Нева». 2004.
• Жукова О.С. Логопедический букварь. – Москва. Изд. «Аст». 2018.
• Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Москва. Владос. 2018.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
• Катаева А.А., Стребелева Е.А.
Дидактические игры и упражнения в обучении
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
18:04 (MSK)
Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
дошкольников
отклонениями вВИДА
развитии / 04.10.23
- М.: Гуманит.
Изд.
Центр Владос, 2001.
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 45сКОМБИНИРОВАННОГО
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

14

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Киселева Т.В., Манакова Л.А. Логопедическая ритмика в системе коррекционноразвивающей работы с детьми с ТНР. - «Детство-пресс» СПб. 2019.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по
коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
Крупенчук О.И. Воробьевыа Т.А. Мяч и речь. – Спб. «Дельта» 2001.
Крупенчук О.И. Научи мекня говорить правильно. – Изд. дом «Литера» Спб. 2003.
Крупенчук О.И. План работы логопеда на учебьный год. – Изд. дом «Литера» Спб. 2014.
Крупенчук О.И. Тренируем пальчики, развиваем речь. – Изд. дом «Литера» Спб. 2017.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нароушений у дошкольников. –
СПб. Изд. «Союз». 2001.
Нищева Н.В. Добукварик для малышей. – «Детство-пресс» СПб. 2019.
Нищева Н.В. Добукварик для самых маленьких. – «Детство-пресс» СПб. 2019.
Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с
ОНР. – «Детство-пресс» СПб. 2011.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе
компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. –
«Детство-пресс» СПб. 2019.
Нищева Н.В. Мой букварь. – «Детство-пресс» СПб. 2019.
Нищева Н.В. Новые разноцветные сказки. – «Детство-пресс» СПб. 2020.
Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – «Детство-пресс» СПб.
2019.
Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и
рабочая программа учителя логопеда. – «Детство-пресс» СПб. 2015.
Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста. – «Детство-пресс»
СПб. 2019.
Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушением речи. – «Детство-пресс» СПб. 2019.
Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы
компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР. – «Детство-пресс» СПб. 2019.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика. Спб. «Корона принт». 2004.
Резниченко С.С. Занимательный букварь. Изд. «Гном»-2020.
Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений
речи у дошкольников с ДЦП. - «Детство-пресс» СПб. 2019.
Стребелева Е.А. Методическое пособие «Формирование мышления у детей с
отклонениями в развитии»
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. – Издательство
«Гном».2018.
Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» 2009.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

15

04.10.23 18:04 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».