Рабочая программа для детей с ТМНР учителя-логопеда Ивановой Н.Ю.

СОГЛАСОВАНО
Педагогический совет
Протокол от _____________ № _______

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
____________________ /Е.Д.Спичак /
приказ от _____________ № _______

Рабочая программа
Учителя-логопеда
Ивановой Наталии Юрьевны.

для детей группы ТМНР
Государственного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 45
комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга
на 2023 – 2024 учебный год

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Санкт-Петербург
2023 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
1
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

04.10.23 18:04 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Оглавление
1. Целевой раздел………………………………………………………………………………………...3
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………………………..3
1.2 Целевые ориентиры………………………………………………………………………………....8
1.3 Система оценки планируемых результатов…………………………………………………….10
2. Содержательный раздел…………………………………………………………………………….12
2.1 Содержание коррекционно-развивающей деятельности……………………………………...12
2.2 Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………………………………..15
3. Организационный раздел…………………………………………………………………………...16
3.1 Условия реализации программы………………………………………………………………....16
3.2 Материально-техническое оснащение коррекционно-образовательного процесса…….....16
3.3 Структура организации коррекционно-развивающей деятельности……………………….16
3.4 Формы и методы организации коррекционно-развивающей деятельности……………….17
3.5 Реализуемые образовательные технологии……………………………………………………..17
3.6 Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей деятельности….....17

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
2
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

04.10.23 18:04 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка

Цель

обеспечение
условий
для
дошкольного
образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающихся
дошкольного
возраста
с
ТМНР,
индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.

Проектирование содержания образовательной и коррекционноразвивающей деятельности для развития физического,
психологического и речевого потенциала детей группы ТМНР,
формирования более совершенных возрастных психологических
и речевых достижений и последовательной социализации,
предупреждения появления психологических отклонений
вторичной и третичной природы, за счет специальным образом
организованной совместной деятельности учителя - логопеда с
детьми и взаимодействия со сверстниками в соответствующих
актуальным психологическим достижениям видах деятельности.
Задачи
реализация содержания АОП ДО;
коррекция
недостатков
психофизического
развития
обучающихся с ТМНР;
охрана и укрепление физического и психического здоровья
обучающихся с ТМНР, в том числе их эмоционального
благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития
ребенка с ТМНР в период дошкольного образования независимо
от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными,
психофизическими
и
индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка с ТМНР как субъекта отношений с
педагогическим
работником,
родителями
(законными
представителями), другими детьми;
объединение
обучения
и
воспитания
в
целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности, обучающихся с
ТМНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития
обучающихся с ТМНР;
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей
(законных представителей) и повышение их компетентности в
вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации),
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
охраны и укрепления здоровья, обучающихся с ТМНР;
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
3
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

04.10.23 18:04 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного и начального общего образования.
Принципы и подходы к 1. Положение ведущей роли социальных условий среды и
формированию
рабочей социальной ситуации развития для всех динамических
программы
изменений, происходящих в психическом развитии ребенка на
любом возрастном этапе, когда социальные факторы
рассматриваются как основные детерминанты детского
развития.
2. Идея о "смысловом строении сознания" - чувственный и
практический опыт имеют ведущее значение в формировании
сугубо индивидуального "смыслообраза мира" у ребенка.
3. Теория комплексного сенсорного воздействия, за счет
использования специальных технических средств, методов и
приемов для раздражения проводящих путей, чувствительных
областей коры головного мозга и формирования межнейронных
связей как основы развития высших психических функций.
4. Теория имитации и подражания, а также последовательного
формирования умственных действий.
5. Теория деятельности с акцентом на ориентировочную и
поисково-исследовательскую деятельность, в процессе которой
формируется восприятие и осваиваются социальные способы
действий с предметами, закладывается системная и
полисенсорная основа познания.
6. Стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и
использование их для развития практической деятельности
обучающихся, общения и воспитания адекватного поведения.
7. Положение о социальной природе вторичных нарушений в
развитии у обучающихся и теория социальной компенсации.
8. Принцип комплексного воздействия, то есть научнообоснованное сочетание коррекционно-педагогической помощи
в образовании обучающихся с ТМНР и медицинских
мероприятий в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА).
9. Принцип единства диагностики и содержания коррекционнопедагогической помощи в образовании обучающихся с ТМНР,
когда основой содержания коррекционно-педагогической
помощи становятся результаты всестороннего анализа состояния
психического и физического развития.
10. Этиопатогенетический принцип, при котором форма, методы
и
содержание
коррекционно-педагогической
работы
подбираются с учетом этиологии (причины), патогенеза
(механизмов), тяжести и структуры нарушений здоровья и
психофизического развития ребенка.
11. Принцип эмоциональной насыщенности и коммуникативной
направленности, означающий, что коррекционно-развивающая
работа должна быть ориентирована на закономерности
коммуникативного процесса; освоение средств общения для
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
многих обучающихся со сложными нарушениями предполагает
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
4
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

04.10.23 18:04 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

использование разнообразных невербальных и вербальных
средств с постепенным усложнением различных форм
символизации - от реальных предметов к предметам-символам,
картинкам или барельефам, естественным и специальным
жестам, табличкам с написанными словами и фразами, устной,
дактильной речи.
12. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности
образования, когда специальные средства, методы и приемы
обучения используются как для формирования у обучающихся с
ТМНР новых более совершенных психологических достижений,
механизмов компенсации, так и для развития функциональных
возможностей анализаторов, коррекции нарушений поведения.
13. Положение о совместно-разделенной деятельности
педагогического работника и ребенка с ТМНР, что предполагает
последовательную смену формы взаимодействия (при
постепенной передаче инициативы от педагогического
работника к ребенку) от совместной деятельности к совместноразделенной, а затем самостоятельной деятельности ребенка с
помощью или под контролем педагогического работника.
14.
Принцип
социально-адаптирующей
направленности
образования заключается в том, что коррекция и компенсация
недостатков развития рассматриваются в образовательном
процессе не как самоцель, а как средство обеспечения ребенку с
ТМНР
максимально возможной
самостоятельности
и
независимости в дальнейшей социальной жизни;
15. Принцип организованного взаимодействия с семьей
предполагает, что перенос нового позитивного опыта,
полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную
жизненную практику возможен лишь при условии готовности
ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые
способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка
в его саморазвитии и самоутверждении;
16. Принцип полноты содержания и интеграции отдельных
образовательных областей заключается в том, что деление
Программы на образовательные области не означает, что каждая
образовательная область осваивается ребенком отдельно, в
форме изолированных занятий по модели учебных предметов в
школе. Содержание образовательной деятельности в каждой
области тесно связано с другими областями. Такая организация
образовательного
процесса
соответствует
особенностям
развития обучающихся с ТМНР дошкольного возраста;
17. Принцип инвариантности ценностей и целей при
вариативности средств реализации и достижения целей
Программы: Стандарт и Программа задают инвариантные
ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна
разработать свою адаптированную образовательную программу.
При этом за Организацией остаётся право выбора способов их
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
достижения, выбора образовательных программ, учитывающих
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
5
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

04.10.23 18:04 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

разнородность состава групп обучающихся, их психофизических
особенностей, запросов родителей (законных представителей);
18. Принцип единства развивающих, профилактических и
коррекционных задач в образовании ребенка с ТМНР.
Краткая
психологоКатегорию обучающихся дошкольного возраста с
тяжелыми
множественными нарушениями развития (далее
педагогическая
ТМНР)
составляют
дети в возрасте с 3 до 8 лет, имеющие
характеристика
вариативные сочетания нескольких первичных нарушений
особенностей
(интеллектуальных, сенсорных, двигательных) различной
психофизиологического
степени тяжести. Первичные нарушения приводят к появлению
развития детей (группы)
сложной структуры вторичных и третичных нарушений
социальной природы, образуя специфический феномен,
проявляющийся в виде кумулятивного негативного влияния на
все сферы психического развития ребенка.
В группе имеются дети с крайне медленным темпом
психического развития. У таких детей низкое качество
самостоятельной активности не позволяет детям ощутить
практическую результативность социального двигательного
акта. Взрослый остается для них единственным средством
удовлетворения
физических
и
первых
психических
потребностей, а эмоционально-ситуативное общение – ведущим
способом психологического взаимодействия с людьми.
Эмоциональное
общение,
тактильное
и
акустическое
воздействие являются обычно приятными и желанными для
малышей. Они вызывают чувство удовольствия и комфорта,
активизируют все психические процессы и физическую
активность, в том числе потребность в познании. Однако, в
случае наличия расстройств аутистического спектра, и эти виды
воздействия могут вызывать негативную реакцию со стороны
ребенка.
Ситуативно-личностный контакт является ведущей
формой общения. Просьбу близких дети не понимают. При
звучании речи и голоса взрослого достаточной громкости лишь
проявляют ориентировочную реакцию. Сами свои голосовые
возможности для контакта со взрослым используют
элементарным
образом.
В
случае
возникновения
физиологических или психологических потребностей они
недолго вокализируют, могут менять интонацию, поведение и
мимику, постепенно начинают кричать или монотонно плакать.
Негативные эмоции выражают бурно, успокаиваются долго,
только на руках у близкого взрослого, переключаемость
психических процессов нарушена.
Есть дети с стагнацией психического развития. При
стагнации психического развития у детей последовательного
овладения
более
совершенными
психологическими
достижениями в раннем и дошкольном возрасте не происходит,
а психологическое взаимодействие с окружающим миром
остается на уровне безусловно-рефлекторных и условнорефлекторных ответов, проявления и удовлетворения
физиологических (усталость, чувство голода, дискомфорт) и в
редких случаях элементарных психологических потребностей
(впечатления, контакт со средой).
Основания для разработки 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ образовании
рабочей
программы
в
Российской
Федерации»
[принят
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
6
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

04.10.23 18:04 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

(документы и программнометодические материалы)
2.

3.

4.

5.

6.

7.
8.
9.

Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом
Федерации 26 декабря 2012 г.] (Актуальный закон в
редакции от 29.12.2017).
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» [принят
Государственной Думой 20 июля 1995 г.: одобрен Советом
Федерации 15 ноября 1995 г.] (Актуальный закон в редакции
от 29.12.2017).
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного
образования
(приказ
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14
ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции
приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
Федеральная адаптированная образовательная программа
дошкольного
образования
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Министерстве
юстиции
Российской
Федерации
27.01.2023
регистрационный № 72149);
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
(Утверждены
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СаНПиН»
2.4.3648-20).
Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания (СанПин 1.2.3685-21 зарегистрированный в
Минюсте России 29.01.2021 № 62296)
Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О
введении ФГОС ОВЗ».
Устав.
Лицензия.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
7
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

04.10.23 18:04 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

1.2. Целевые ориентиры
Периода формирования ориентировочно-поисковой активности
1) реакция сосредоточения при воздействии сенсорных стимулов обычной интенсивности на
сохранные анализаторы, высокой или средней интенсивности на анализаторы со снижением
функциональных возможностей;
2) поиск сенсорного стимула за счет движений головы, поисковых движений глаз, поисковые
движения руки, локализация положения или зоны его воздействия;
3) при зрительном наблюдении за предметом проявление реакций на новизну и интереса к нему;
4) улыбка и активизация движений при воздействии знакомых сенсорных стимулов (ласковая
интонация речи, произнесённая непосредственно у детского уха, стимулов высокой или средней
интенсивности);
5) захват вложенной в руку игрушки, движения рукой, в том числе в сторону рта, обследование
губами и языком;
6) активизация навыков подражания педагогическому работнику - при передаче эмоциональных
мимических движений;
7) использование в общении непреднамеренной несимволической коммуникации.
Периода формирования предметных действий
1) тактильное обследование (рассматривание) заинтересовавшего предмета;
2) поддержка длительного, положительного эмоционального настроя в процессе общения со
педагогическим работником;
3) готовность и проявление стремления у обучающихся к выполнению сложных моторных актов;
4) умение в процессе выполнения сложных двигательных актов преодолевать препятствия и
положительно реагировать на них;
6)выполнение сложных координированных моторных актов руками - специфические манипуляции
со знакомыми игрушками;
7) навык подражания - отраженное повторение простого моторного акта или социального действия
с предметом после выполнения в совместной деятельности со педагогическим работником;
16) узнавание знакомых людей, предметов, речевых обращений за счет совершенствования
восприятия и появления способности путем анализа и преобразования ощущений, полученных с
различных анализаторов, осуществлять ориентировку в пространстве и ситуации;
17) ситуативно-личностное и периодически возникающее в знакомой ситуации ситуативноделовое общение как ведущая форма сотрудничества со педагогическим работником;
18) использование в общении преднамеренной несимволической коммуникации;
19) выражение своего отношения к ситуации в виде интонационно окрашенной цепочки звуков
речи (по подражанию и по памяти);
20) понимание в ограниченном объеме (не более 5 слов, жестов или перцептивных цепочек)
взаимосвязи между знаком и действием, знаком и предметом, умение выполнять действия или
находить предмет путем ориентировки на знаковый эталон, либо после демонстрации действия
педагогическим работником.
Периода формирования предметной деятельности
1) использование орудия при приеме пищи: пить из чашки, есть ложкой;
2) осуществление контроля положения тела при передвижении в пространстве с помощью ходьбы
(ходьба у опоры при нарушениях опорно-двигательного аппарата) на небольшие расстояния;
3) изменение поведения в момент акта дефекации и (или) мочеиспускания, привлечение внимания
педагогического работника с помощью доступного коммуникативного способа, фиксация
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
произошедшего
в виде социального знака;
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
8
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

04.10.23 18:04 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

4) знание последовательности социальных действий при одевании, кормлении, согласование
поведения с действиями педагогического работника, предвосхищение действия и преднамеренное
выполнение 1-2 действий в цепочке;
5) точное копирование знакомой цепочки социальных действий с предметом отраженно за
педагогическим работником (после выполнения в совместной деятельности);
6) усвоение смысла небольшого числа культурно-фиксированных предметных действий и их
цепочек с определенной социально обусловленной закономерностью;
7) ситуативно-деловое общение как ведущая форма деятельности со педагогическим работником;
8) ориентировка в собственном теле, указание частей тела доступным коммуникативным
способом;
9) осуществление практической ориентировки в свойствах предметов (форма, величина, фактура)
и их различение путем обследования доступным способом;
10) использование метода практических проб и последовательного применения ранее освоенных
результативных действий для решения ситуативной практической задачи;
11) умение извлекать звук из музыкальной игрушки, музыкального инструмента;
12) длительное продуктивное взаимодействие в удобной физиологически правильной позе;
13) проявление положительных эмоций при выполнении действий с предметами и учебных
действий во время вертикализации с поддержкой;
14) умение соотносить изображение предмета с реальным образцом;
15) изменение поведения и выполнение действия в зависимости от жестового или речевого
обращения педагогического работника;
16) копирование социальных жестов, простых речевых образцов, в том числе звуковой и слоговой
последовательности, отраженно за педагогическим работником, применение их с учетом
социального смысла;
17) согласование своих действий с действиями других обучающихся и педагогических
работников: начинать и заканчивать упражнения, соблюдать предложенный темп;
18) способность выражать свое настроение и потребности с помощью различных мимических и
пантомимических средств, дифференциация эмоций в процессе предметно-практической
деятельности;
19) выражение предпочтений: "приятно-неприятно", "удобно-неудобно" социально приемлемым
способом;
20) проявление инициативы, желания общения, информирование о своем состоянии и
потребностях с помощью доступных средств коммуникации;
21) использование в общении символической конкретной коммуникации;
22) потребность в отражении своего эмоционального опыта в различных играх, игровых
ситуациях, по просьбе педагогического работника, других обучающихся.
Периода формирования познавательной деятельности
1) определенная или частичная степень самостоятельности во время приема пищи, при
выполнении акта дефекации и (или) мочеиспускания, гигиенических процедур, одевании;
2) информирование педагогических работников о чувстве голода и (или) жажды, усталости и
потребности в мочеиспускании и (или) дефекации с помощью доступных средств коммуникации;
3) самостоятельный выбор результативной схемы деятельности и поведения в зависимости от
поставленной цели и внешних условий среды;
4) поиск разрешения проблемной ситуации и преодоление препятствий, игнорирование лишних
предметов при выполнении задания;
5) умение создавать изображение простого предмета, постройку по образцу, по инструкции
педагогического работника, предъявленной в доступной коммуникативной форме;
ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
6)ДОКУМЕНТ
умение
выполнять доступные движения под музыку;
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
9
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

04.10.23 18:04 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

7) умение проявлять свое отношение к происходящему и сообщать об эмоциональном состоянии
социальным образом, то есть с помощью мимики, жестов и речи;
8) осознание себя, своих эмоций и желаний, узнавание собственных вещей, результатов
продуктивной деятельности;
9) понимание различных эмоциональных состояний педагогического работника;
10) применение накопленного перцептивного и практического опыта для ориентировки во
внешних признаках предметов (цвет, форма, размер и количество);
11) соблюдение социально заданной последовательности действий из существующих в опыте;
12) общение, информирование о своем отношении к происходящему доступным
коммуникативным способом;
13) выражение доступным коммуникативным способом просьбы, оценки, отношения - "Я", "Ты",
"Мой", "Моя", "Мое", "хороший", "плохой";
14) использование в общении элементов символической абстрактной коммуникации, отдельных
абстрактных символов: слов, жестов, схематических изображений;
15) точное воспроизведение звуков речи, ритмического и интонационного рисунка слова
(восклицание, вопрос, недовольство, испуг), выделение ударного слога или слова, правильное
воссоздание последовательности 2-3 слогов в слове или дактильного ритма.
16) координированная ходьба и бег с произвольным изменением направления, скорости, в том
числе по поверхности с разным наклоном, лестнице;
17) подражание простой схеме движений вслед за педагогическим работником;
18) доброжелательное отношение, стремление помочь друг другу при выполнении игровой и
предметной деятельности.
1.3. Система оценки планируемых результатов
Ход мониторинга развития детей отражается в карте развития.
Основу «Карты развития ребенка» составляет единый комплект следующих пособий:
- А. Зарин Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в
развитии: учебно-методическое пособие. -СПБ.: ЦДК проф.Л.Б. Баряевой, 2015.
- А. Зарин Карта развития ребенка с проблемами развития. -СПБ.: ЦДК проф.Л.Б. Баряевой, 2015.
Обследование речевого развития отражается в речевой карте на каждого ребенка.
- Д.Л. Лейзерова «Речевая карта для обследования ребенка с ограниченными возможностями
здоровья» (СПб., 2019г.).
«Карта развития ребенка» была адаптирована с учетом особенностей детей с
ограниченными возможностями здоровья (с ТМНР) и спецификой воспитательнообразовательного процесса, осуществляемого Организацией.
Объект педагогической
диагностики

Методы
педагогической
диагностики

Периодичност
ь
проведения
педагогическо
й
диагностики

Длительность
проведения
педагогическо
й
диагностики

Сроки
проведения
педагогическо
й диагностики

Индивидуальные
-анкетирование
достижения воспитанников в родителей
контексте образовательных -наблюдения
областей:
-анализ продуктов
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
познавательное
развитие,ДОШКОЛЬНОЕ
детской
раза в год
неделиA9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
Сентябрь,
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 2 04.10.23
18:04 (MSK) 2-3
Сертификат
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
10
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

речевое развитие,
физическое развитие.

деятельности
-диагностические
задания

Май

Педагогическая диагностика индивидуальных достижения воспитанников направлена на
оценивание условий, созданных учителем-логопедом в процессе образовательной деятельности, и
дальнейшее планирование коррекционной работы.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
11
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

04.10.23 18:04 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание коррекционно-развивающей деятельности.
2.1.1 Период формирования ориентировочно-поисковой активности
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:
1) формирование моторной готовности к непроизвольному воспроизведению
артикуляционных поз и элементарной речевой коммуникации;
2) стимуляция голосовой активности путем пассивной гимнастики;
3) активизация мимических проявлений, движений губ, языка при попадании на них пищи;
4) формирование невербальных средств общения;
5) стимуляция восприятия голоса педагогического работника на тактильно-вибрационной
основе;
6) вызывание гласных и согласных звуков раннего онтогенеза во время проведения
дыхательной гимнастики и в минуты общения с педагогическим работником;
7) стимулирование внимания ребенка к речи педагогического работника, изменениям
интонации и силы голоса.
2.1.2 Период формирования предметных действий
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:
1) привлечение внимания к партнеру по общению;
2) активизация и поддержание речевых звуков в момент контакта ребенка с родителями
(законными представителями), педагогическим работником, при выполнении гимнастики и
действий с игрушками;
3) стимуляция движений артикуляционного аппарата за счет выполнения массажа и
пассивной артикуляционной гимнастики;
4) формирование потребности использования руки как средства коммуникации;
5) формирование тактильно-вибрационного восприятия голоса другого человека;
6) формирование умения различать интонации педагогических работников, подкрепляя это
соответствующей мимикой, звуком;
7) формирование навыка нахождения предмета, выполнения действия с ним или изменения
поведения по речевому или тактильному обращению педагогического работника;
8) формирование умения оказывать влияние на поведение педагогических работников с
помощью интонированных звуков речи, мимики, социальных жестов;
9) развитие умения отраженно за педагогическим работником повторять знакомые и новые
речевые звуки, слоги;
10) формирование навыка согласования движений со словом в знакомых эмоциальноподвижных играх, выполнения движений с речевым сопровождением в хорошо известной
игровой ситуации (по памяти);
11) стимуляция развития лепета как важного компонента речевого развития;
12) развитие умения реагировать (прислушиваться) к разным интонациям разговаривающего
с ребенком педагогического работника;
13) формирование умения называть предмет в доступной коммуникативной форме.
2.1.3 Период формирования предметной деятельности
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:
1) создание условий для осознания взаимосвязи между движением, действием и его
ДОКУМЕНТ
ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮкоммуникативной форме;
обозначением
в доступной
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
12
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

04.10.23 18:04 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

2) развитие невербальных средств коммуникации: увеличение числа социальных жестов и
мимических проявлений;
3) формирование умения изменять поведение в соответствии с обращением педагогического
работника;
4) привлечение внимания к речевому обращению педагогического работника;
5) формирование умения осуществлять направленный выдох;
6) стимулирование звукоподражания и копирования речевых образцов, а также их
ситуативного использования;
7) стимулирование элементарных речевых реакций;
8) формирование умения называть предмет в доступной коммуникативной форме в
различных жизненных ситуациях;
9) формирование умения соотносить предмет с его изображением (картинкой, барельефом);
10) развитие навыка информирования о своем состоянии и потребностях доступными
способами коммуникации;
11) формирование понимания односложных и двусложных устно-жестовых инструкций;
12) развитие слухового восприятия с использованием различных технических и игровых
средств;
13) развитие умения пользоваться движениями рук и пальцев как средством коммуникации,
выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и
глазами;
14) поддержка желания речевого общения;
15) стимуляция произношения голосом нормальной силы, высоты и тембра;
16) увеличение количества регулярно произносимых речевых звуков;
17) для обучающихся с нарушениями слуха обучение слитному произнесению слов во фразе
из 2 слов (в том числе облегченных) в нормальном темпе: Мама, дай (на). Тетя, дай мяч.
Миша стоит (сидит, идёт). Вот кубик (мишка). Папа, пока (привет);
18) обучение обозначению предмета и его изображения словом;
19) выполнение артикуляционных движений: улыбаться без напряжения, показывать верхние
и нижние передние зубы, язык, вытягивать и сжимать губы, широко открывать рот;
20) развитие силы голоса путем произношения гласных звуков тихо и громко, умения звать
педагогического работника и общаться с ним голосом разной силы.
2.1.4 Период формирования познавательной деятельности
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:
1) развитие символической конкретной коммуникации: умение пользоваться
звукоподражаниями, естественными жестами, предметами-символами, картинками;
2) развитие умения понимать и выполнять простые устно-жестовые инструкции;
3) стимулирование потребности использовать при общении со педагогическим работником
или другим ребенком не только невербальные средства, но и речевые высказывания:
отдельные слова, словосочетания, фразы из 2-3 слов;
4) формирование умения высказывать свои просьбы и желания простыми фразами в
доступной коммуникативной форме;
5) развитие понимания речи и умения выполнять действия по речевой (устной, письменной)
инструкции: принеси игрушки в комнату, вымой руки мылом, положи книгу в шкаф, собери
карандаши в коробку, положи бумагу на стол;
6) формирование умения при общении использовать местоимение "я";
7) различение на слух и воспроизведение длительности звучания: папапа и па___, ту и
ДОКУМЕНТ
ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
тутуту.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
13
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

04.10.23 18:04 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

8) различение и воспроизведение темпа звучания: голос - па_ па_ па_, папапапа;
музыкальные инструменты - барабан, металлофон;
9) различение и воспроизведение громкости звучания: слоги, слова, фразы, произносимые
тихо и громко; музыкальные инструменты - барабан, пианино, бубен; игра с игрушками с
произнесением слогосочетаний;
10) различение на слух и опознавание при выборе из 10 полных слов, словосочетаний и фраз;
11) различение на слух и воспроизведение высоких и низких звуков (источник звука:
пианино, дудка, гармоника, голос - звуки и слоги, произносимые высоким и низким
голосом);
12) различение на слух и воспроизведение количества звучаний в пределах 4;
13) различение на слух и воспроизведение 2-3-сложных ритмов (слогосочетания типа: ПАпа,
паПА, паПАпа);
14) различение на слух и воспроизведение разнообразных ритмов;
15) определение на слух направления звука, источник которого расположен справа - слева сзади - спереди, и узнавание источника звука;
16) увеличение длительности и качества произношения цепочек слогов и словосочетаний;
17) формирование навыка слитного произношения слов в нормальном темпе с сохранением
их звукового состава, структуры слова (последовательности звуков и слогов в слове) с
выделением ударного слога, а также главного слова во фразе, норм орфоэпии;
18) увеличение объема и качества произношения звуков речи до 23 звуков (а, о, у, э, и, ы, п,
б, м, н, в, ф, т, д, л, р, с, з, ш, ж, к, г, х) и йотированные;
19) развитие интонационной выразительности речи и обучение произношению фраз с
повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией;
20) формирование умения соотносить предметы, изображения с табличкой, содержащей его
письменное и (или) графическое обозначение;
21) совершенствование восприятия и понимания речи через опознание предметов по их
речевому описанию (2-3 простых предложения из знакомых ребенку слов);
22) формирование навыка диалоговой речи, умения задавать и отвечать на вопросы (Что это?
Кто это? Где мяч? Что делает?), в том числе более сложные (Какого цвета? Какой формы?
Что с ним делают?);
23) обучение словесному обозначению сторон фланелеграфа и (или) листа бумаги: верхняя,
нижняя, левая, правая, стимулирование регулярного использования названий в деятельности;
24) обучение обозначению расположения частей своего тела: правая рука и нога, левая рука
и нога, голова вверху, ноги внизу, грудь спереди, спина сзади;
25) обучение обозначению своего движения: я иду направо, я иду налево, я иду наверх, я иду
вниз;
26) развитие повествовательной функции речи, формирование умения составлять сообщение
о себе, своих занятиях, близких людях;
27) формирование умения описывать предметы (животных) с указанием цвета, формы,
величины, материала, назначения и других признаков в доступной коммуникативной форме.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
14
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

04.10.23 18:04 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников
Цель организации взаимодействия педагогического коллектива Организации с семьями
дошкольников заключается в расширении "поля" коррекционного воздействия, обучении
родителей (законных представителей) созданию специальных условий, жизненно необходимых
для развития ребенка с ТМНР; оказании помощи не только ему, но и всей его семье;
активизации ее воспитательного и реабилитационного потенциала, собственных ресурсов всех
членов семьи, которые направляются на развитие и максимально возможное преодоление
выявленных нарушений.
Взаимодействие с семьями обучающихся с ТМНР направлено на решение следующих
задач:
а) определение актуальных проблем каждой семьи, поиск путей их разрешения, мотивирование
родителей (законных представителей), а также других родственников на совместную работу;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей),
формирование у них психолого-педагогической компетентности;
в) оптимизация самосознания родителей (законных представителей) ребенка с ТМНР,
нейтрализация тяжелых и длительных переживаний, стресса, связанного с проблемами
психофизического развития ребенка;
г) формирование представлений об особенностях развития ребенка, навыков и умений
конструктивного взаимодействия в системе родитель - ребенок с ТМНР посредством
проведения психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
Главная цель: сформировать у родителей (законных представителей) и других близких
лиц представления об особенностях, динамике и перспективах развития ребенка с ТМНР,
возрастных параметрах, к которым нужно стремиться подвести развитие ребенка
(коммуникативное, социально-личностное, когнитивное). Способствуют установлению
позитивного контакта с родителями (законными представителями) описание особенностей
педагогических технологий, раскрытие и демонстрация преимущества коррекционных приемов,
которые необходимо использовать в процессе воспитания ребенка дома. Необходимо также
обратить внимание родителей (законных представителей) на принципы и приемы воспитания
ребенка с ТМНР в семье, обучить родителей (законных представителей) конструктивному с
ним взаимодействию.
Консультирование организуется в разных формах, коллективно и индивидуально, когда
каждый из родителей (законных представителей) и других членов семьи может представить
свою проблему специалисту отдельно.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,15
ЗАВЕДУЮЩИЙ

04.10.23 18:04 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

3.Организационный раздел
3.1 Условия реализации программы
Условия реализации Программы включают в себя требования:
-соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПин);
-соответствие правилам пожарной безопасности;
-соответствие средств обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям
развития детей (ФОАП ДО);
-к оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой (ФОАП ДО);
-к учебно-методический комплекту.
3.2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Внеучебное пространство: пандусы, поручни, ручки-скобки для передвижения детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата;
Специальное оборудование: кресло-коляска, стульчики, вертикализатор, ходунки;
Уголок учителя-логопеда может содержать:
-Фотоальбомы, иллюстративный материал, предметные и сюжетные картинки по темам,
разрезные картинки, картинки с вкладышами, пазлы;
-Тактильные ощущения и восприятия: пальчиковый бассейн, коробки со всякой всячиной
(предметы разной фактуры, тяжести), материалы для игр с водой, песком;
-Зрительные ощущения и восприятия: фонарики, светящиеся палочки, гирлянды, игрушки ярких
цветов;
-Слуховые ощущения и восприятия: колокольчики, погремушки, звучащие игрушки, шумящие
баночки, наполненные горохом, рисом, фасолью, аудиозаписи;
-Кинестетические ощущения и восприятия: шнуровки, мягкий конструктор, крупные и мелкие
кубики, бусы различной величины, вкладыши, «почтовый ящик», прищепки и другое.
Логопедический кабинет представляет собой хорошо освещенное помещение площадью
не менее 10 м2. На одной из стен кабинета крепится большое зеркало с лампой дополнительного
освещения. Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того, чтобы
приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь
набор игрушек.
Игры, игрушки, пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Причем, полки на
уровне роста детей должны быть открытыми с тем, чтобы на них размещался сменный материал
для самостоятельной деятельности детей. На стенах кабинета могут быть размещены магнитная
доска, наборное полотно, на которых малыши могут рисовать, складывать разрезные картинки
или плоские сборные игрушки.

3.3. Структура организации коррекционно-развивающей деятельности
Образовательные задачи решаются через различные формы организации образовательного
процесса детей:
- индивидуальные занятия
-в ходе режимных моментов
-в совместной деятельности с педагогом
-в совместной деятельности с семьей

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
04.10.23 18:04 (MSK)
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 16
ЗАВЕДУЮЩИЙ

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

3.4. Формы и методы организации коррекционной работы.

Формы
Обследование, заполнение карт развития ребенка
Индивидуальные занятия с детьми
Итоговая диагностика психического развития.
Заполнение карт развития, документации

словесные
Беседа
рассказ
инструкция
описание события
чтение и др.

Сроки проведения
сентябрь
октябрь- середина мая
Две последние недели мая

Методы обучения
наглядные
Наблюдение
обследование предметов
окружающего мира
показ картинок, иллюстраций
показ образца, показ способа
действий
ЭОР

практические
Организация детской
деятельности
(дидактические игры,
трудовые действия,
упражнения и др.)

3.5. Реализуемые образовательные технологии
К современным образовательным технологиям можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);
- технологии исследовательской деятельности (элементарное эксперементирование);
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии;

3.6. Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности
(список литературы)
Основные программы
Педагогические технологии,
методические пособия
Программа дошкольного образования детей Преодоление общего недоразвития речи у
с
интеллектуальной
недостаточностью дошкольников. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.,
«Диагностика-развитие-коррекция». Санкт- Филичева Т.Б. - М «Просвещение» 1992
Петербург ЦДК проф.Л.Б. Баряева, О.П.
Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н.Д. Соколова) Развитие общеречевых навыков. Чтобы чисто
говорить, надо… от 0 до 3 лет. Борисенко М.Г.,
Коррекционно-развивающее обучение и Лукина Н.А. СПб: «Паритет», 2003
воспитание:
Программа
дошкольных
образовательных
учреждений Развитие речи начинаем говорить. От 0 до 3 лет.
компенсирующего вида для детей с Борисенко М.Г., Лукина Н.А. СПб, «Паритет» 2003
нарушением интеллекта.Екжанова Е.А.,
Стребелева
Е.А.ЭЛЕКТРОННОЙ
М.: изд-во
Особенности логопедической работы при детском
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
04.10.23 18:04 (MSK)
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 17
ЗАВЕДУЮЩИЙ

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

« Просвещение», 2003

церебральном параличе. Данилова Л.А., Стока К.,
Казицына К.Н. - СПб – 1997

Федеральной
адаптированной
образовательной программой дошкольного Занятия по развитию речи в специальном детском
образования
для
обучающихся
с саду. Морозова И.А., Пушкарева М.А. М: «Владос»,
ограниченными возможностями здоровья
2006
(далее ФАОП ДО).
Батяева С.В., Савостьянова Е.В., Володина В.С.
Большой альбом по развитию речи. Москва.
Росмэн.2019.
С. Батяева. Новый альбом по развитию речи. Москва
2020 г.
О.А. Новиковская. Большой альбом по развитию
речи. Москва 2019 г.
В.С. Володина Альбом по развитию речи. Москва
2018 г.
Нищева Н.В. Добукварик для малышей. – «Детствопресс» СПб. 2019.
Нищева Н.В. Добукварик для самых маленьких. –
«Детство-пресс» СПб. 2019.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры
и упражнения в обучении дошкольников с
отклонениями в развитии / - М.: Гуманит. Изд.
Центр Владос, 2001.
Янушко
Е.А.
Сенсорное
дошкольного возраста» 2009.

развитие

детей

Ю.Б. Головицына. Логопедические занятия для
детей с нарушением интеллекта. М.: ТЦ Сфера, 2020
г.
Н.В. Нищева. Занятия с учителя-логопеда с детьми
раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет). СПб
2019 г.
Н.В. Нищева. Занимаюсь с логопедом. Вызывание
фразовой речи у детей с 2 до 3 лет. СПб 2020 г.
Н.З.
Бакиева.
Интегрированные
занятия
с
неговорящими детьми 2-7 лет с использованием
приёмов сказкотерапии. СПб 2020 г.
Н.В. Нищева. Иллюстрированный материал
занятиям учителя-логопеда. СПб 2020 г.

к

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
04.10.23 18:04 (MSK)
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 18
ЗАВЕДУЮЩИЙ

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».