Рабочая программа для детей с НОДА дефектолога Машининой О.О.

ПРИНЯТО
Педагогический совет
Протокол № 1 от 31.08.2023

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ № 45
______________ Е.Д.Спичак
Приказ № 113 п.2 от 31.08.2023

Рабочая программа
Учителя-дефектолога
Машининой Ольги Олеговны
для детей группы с нарушением опорно – двигательного аппарата № 2
Государственного бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 45 комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга
на 2023 – 2024 учебный год

Санкт-Петербург
2023 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Содержание Рабочей программы
№
п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5.
2
2.1.

2.2.
2.3.
3
3.1
3.2

3.3
3.4.
3.5

Стр.

Название материала
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цель, задачи и принципы формирования рабочей
программы
Психолого-педагогическая
характеристика
детей
с
нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Целевые ориентиры дошкольного возраста
Система оценки планируемых результатов
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы в области «Познавательное
развитие»
Содержание программы в области «Речевое развитие»
Содержание
программы
в
области
«Социальнокоммуникативное развитие»
Содержание программы в области «Художественноэстетическое развитие»
Содержание программы в области «Физическое развитие»
Содержание коррекционной работы с детьми с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Организация и формы взаимодействия с родителями 20232024- учебный год
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Структура организации образовательного процесса
Условия реализации Программы:
Психолого-педагогические условия
Материально-технические (специальное) оборудование
Создание развивающей предметно-пространственной
среды
Максимально допустимая образовательная нагрузка
воспитанников группы
Методическое обеспечение образовательной деятельности
(список литературы, ЭОР и др.)
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

3
3
4-5
6-8
8
8-9
10
10-14

15
15
15
15
16-17

17-18
18-19
20
20-31
32-33
34
35-36

2

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учителя-дефектолога является локальным актом
ГБДОУ детский сад № 45 комбинированного вида Приморского района СанктПетербурга, разработанным в соответствии с законами РФ:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен
Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] (Актуальный закон в редакции от
29.12.2017).
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» [принят Государственной Думой 20
июля 1995 г.: одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 г.] (Актуальный
закон в редакции от 29.12.2017).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте
России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
4. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. № 1022, зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской
Федерации 27.01.2023 регистрационный № 72149);
5. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3648-20).
6. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания (СанПин
1.2.3685-21 зарегистрированный в Минюсте России 29.01.2021 № 62296)
7. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении
ФГОС ОВЗ».
8. Устав Государственного бюджетного образовательного учреждение
дошкольного образования детский сад № 45 комбинированного вида
Приморского района.
Рабочая программа разработана на основе Адаптированной образовательной
программы дошкольного образования.
Рабочая программа разработана на 2023-2024 учебный год.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

3

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

1.2. Цель, задачи и принципы формирования рабочей программы:
Цель программы - построение системы коррекционно-развивающей
работы, направленной на коррекцию недостатков познавательного развития
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями.
Задачи:
- реализация адаптированной образовательной программы;
- коррекция недостатков психофизического развития детей с НОДА;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с
НОДА, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка
с НОДА в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола,
нации, языка, социального статуса;
-создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с НОДА как
субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
- формирование общей культуры личности детей с НОДА, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
-формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития детей с НОДА;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей с НОДА;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного
и начального общего образования.
Принципы формирования рабочей программы:
Общие принципы и подходы к формированию программ:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в
общем развитии человека;
- позитивная социализация ребенка;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых и родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

4

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- сотрудничество Организации с семьей;
- возрастная адекватность образования.
Специфические принципы и подходы к формированию программ:
- Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования,
охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в
развитие и образование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Организация устанавливает партнерские отношения не только с
семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые
могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей
обучающихся с НОДА, оказанию психолого-педагогической и (или)
медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи, профильные
медицинские центры, неврологические и ортопедические клиники).
- Индивидуализация образовательных программ дошкольного
образования обучающихся с НОДА: предполагает такое построение
образовательной деятельности, которое открывает возможности для
индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной
траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка
спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и
психофизические особенности.
- Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что
образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды
деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что
способствует развитию, расширению как явных, так и потенциальных
возможностей ребенка.
- Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных
областей: в соответствии со Стандартом Программа предполагает
всестороннее
социально-коммуникативное,
познавательное,
речевое,
художественно-эстетическое
и
физическое
развитие
обучающихся
посредством различных видов детской активности. Деление Программы на
образовательные области не означает, что каждая образовательная область
осваивается ребенком отдельно, в форме изолированных занятий по модели
учебных предметов в школе. Между отдельными разделами Программы
существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие
обучающихся с НОДА тесно связано с двигательным, речевым и социальнокоммуникативным, художественно-эстетическое - с познавательным и
речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно
связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса
соответствует особенностям развития обучающихся с НОДА дошкольного
возраста.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

5

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как
врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с
двигательной патологией отличаются значительной полиморфностью и
диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Контингент
детей с нарушениями ОДА крайне неоднороден: дисплазии, вывих ТБС,
нарушения осанки, сколиоз, кривошея, косолапие, Х-образные и О-образные
конечности, ДЦП разной формы, миопатия, плоскостопие и др. У всех детей
данной категории ведущими являются двигательные расстройства (задержка
формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций), которые
могут иметь различную степень выраженности:
-при тяжелой степени двигательных нарушений дети не владеют навыками
ходьбы и манипулятивной деятельностью, они не могут самостоятельно
обслуживать себя;
-при средней (умеренно выраженной) степени двигательных нарушений дети
владеют ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных
приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.), т.е. самостоятельное
передвижение детей затруднено. Навыки самообслуживания у них развиты не
полностью из-за нарушений манипулятивных функций рук;
-при легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно,
уверенно. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита
манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться
неправильные патологические позы и положения, нарушения походки,
движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила,
имеются недостатки мелкой моторики.
Всех дошкольников с НОДА условно можно разделить на две категории,
которые нуждаются в различных вариантах психолого-педагогической
поддержки и создания специальных образовательных условий.
К первой категории (с неврологическим характером двигательных
расстройств) относятся дети, у которых НОДА обусловлены органическим
поражением двигательных отделов центральной нервной системы.
Большинство детей этой группы составляют дети с детским церебральным
параличом (ДЦП). При ДЦП нарушения развития имеют, как правило,
сложную структуру, т.е. отмечается сочетание двигательных, психических и
речевых нарушений.
Степень тяжести психомоторных расстройств варьирует в большом
диапазоне, при этом могут наблюдаться различные сочетания. Например, при
легких двигательных расстройствах могут наблюдаться выраженные
интеллектуальные и речевые нарушения, а при тяжелой степени двигательной
патологии могут быть незначительные отклонения в интеллектуальном и / или
речевом развитии. Задержка и нарушение формирования всех двигательных
функций оказывают неблагоприятное влияние на формирование психики и
речи. Для детей характерны специфические отклонения в психическом

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

6

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

развитии
(нарушено
формирование
познавательной
деятельности,
эмоционально-волевой сферы и личности). Структура нарушений
познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических
особенностей, характерных для всех детей: неравномерный характер
нарушений отдельных психических функций; сниженный запас знаний и
представлений об окружающем мире, выраженность астенических проявлений
(высокая истощаемость всех психических процессов, утомляемость),
пониженная работоспособность. Нарушение координированной деятельности
различных анализаторных систем (патология зрения, слуха, мышечноуставного чувства) существенно сказывается на восприятии в целом,
ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность
детей. Чаще всего характерна недостаточность пространственных и
временных представлений, тактильного восприятия, конструктивного
праксиса. По состоянию интеллекта дети с НОДА представляют крайне
разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному
интеллект, а у других наблюдается задержка психического развития, у части
детей – умственная отсталость (различной степени тяжести). Дошкольники без
отклонений в психическом (интеллектуальном) развитии встречаются
относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности при
ДЦП является задержка психического развития (ЗПР) органического генеза.
ЗПР при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего
умственного развития детей. При ранней, систематической, адекватной
коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в
умственном развитии. При ДЦП не только замедляется, но и патологически
искажается процесс формирования речи. У детей отмечается задержка и
нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической,
фонетической и фонематической. У всех детей с ДЦП в результате нарушения
функций артикуляционного аппарата (речедвигательных расстройств)
недостаточно развита, прежде всего, фонетическая сторона речи. Это требует
целенаправленного логопедического воздействия. Нарушения эмоциональноволевой сферы проявляются в том, что у одних детей отмечается повышенная
эмоциональная
возбудимость,
раздражительность,
двигательная
расторможенность, у других – заторможенность, застенчивость, робость.
Ко второй категории (с ортопедическим характером двигательных
расстройств) относятся дети с преимущественным поражением опорнодвигательного аппарата не неврологического характера. Обычно эти дети
не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых
детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть
частично нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительнопространственные представления. дети, имеющие незначительное отставание
познавательного развития при условии минимальной коррекционнопедагогической помощи на протяжении дошкольного возраста, к началу
школьного обучения могут достичь уровня нормально развивающихся
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

7

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

сверстников. Нередко у детей наблюдаются незначительные отклонения в
развитии речи.
1.4. Целевые ориентиры дошкольного возраста
Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми среднего дошкольного
возраста с НОДА
К 6 годам ребенок:
 проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью
взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
 понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов,
действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
 устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни,
внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире
на основе наблюдений и практического экспериментирования;
 осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным
отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к
концу периода обучения, самостоятельно;
 имеет представления о независимости количества элементов множества от
пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их
качественных признаков, осуществляет элементарные счетные действия с
множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного
восприятия;
 имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков
(по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и
называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток;
 владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми,
элементарными
коммуникативными
умениями,
взаимодействует
с
окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые
средства общения;
 может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы,
экспериментирует);
 знает основные цвета и их оттенки;

1.5. Система оценки планируемых результатов
Объект
педагогической
диагностики

Методы
педагогической
диагностики

Индивидуальные
достижения
воспитанников в

-анкетирование
родителей
-наблюдения

Периодичность
проведения
педагогической
диагностики

Длительность
проведения
педагогической
диагностики

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

Сроки
проведения
педагогической
диагностики

8

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

контексте
образовательных
областей:
социальнокоммуникативное
развитие,
познавательное
развитие,
речевое развитие,
физическое
развитие

-анализ
продуктов
детской
деятельности
2 раза в год
диагностические
задания

2-3 недели

сентябрь
май

Ход мониторинга познавательного развития отражается в карте развития ребенка.
Основу «Карты развития ребенка» составляет единый комплект следующих пособий:
- А. Зарин Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в
развитии: учебно-методическое пособие. -СПБ.: ЦДК проф.Л.Б. Баряевой, 2015.
- А. Зарин Карта развития ребенка с проблемами развития. -СПБ.: ЦДК проф.Л.Б. Баряевой,
2015.
«Карта развития ребенка» была адаптирована с учетом особенностей детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата (НОДА).

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

9

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание программы в области «Познавательное развитие»
направление

Содержание образовательной деятельности

Конструктивные игры и
конструирование

Содержание
образовательной
области
"Познавательное развитие" обеспечивает повышение
познавательной активности обучающихся с НОДА,
обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта,
формирование
предпосылок
познавательноисследовательской и конструктивной деятельности, а
также представлений об окружающем мире и
формирование
элементарных
математических
представлений.
В процессе разнообразных видов деятельности
обучающиеся узнают о функциональных свойствах и
назначении объектов, учатся анализировать их,
устанавливать причинные, временные и другие связи,
и зависимости между внутренними и внешними
пространственными свойствами. При этом широко
используются
методы
манипулирования
с
предметами, наблюдения за объектами, демонстрации
объектов, элементарные опыты, упражнения и
различные игры.
Педагогический работник развивает и поддерживает у
обучающихся словесное сопровождение практических
действий.
Развитие у обучающихся представлений о себе и об
окружающем мире осуществляется комплексно при
участии всех специалистов. Воспитатели организуют
групповые и индивидуальные игровые занятия,
совместную деятельность с детьми в форме
увлекательных игр, экскурсий, поисков. Они
обогащают
и
закрепляют
у
обучающихся
представления о себе и об окружающем мире в
процессе изобразительной и трудовой деятельности, в
совместных играх, на прогулках и во все режимные
моменты.
Ребенок знакомится с функциональными качествами и
назначением объектов окружающего природного,
животного мира, овладевает умением анализировать
их и связывать с внешними, пространственными
свойствами. Для этого широко используются методы
наблюдения, по возможности практические действия с
объектами,
обыгрывание,
рассматривание
иллюстративного материала, драматизация.
Педагогические работники продолжают формировать
экологические
представления
обучающихся,
знакомить их с функциями человека в природе
(потребительской,
природоохранной,
восстановительной).

Представления о себе и об
окружающем природном мире
Элементарные математические
представления

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

10

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Обучающиеся
знакомятся
с
литературными
произведениями
(простейшими
рассказами,
историями, сказками, стихотворениями), разыгрывают
совместно со педагогическим работником содержания
литературных произведений по ролям.

Содержание программы в области «Речевое развитие»
направление

Содержание образовательной деятельности

Формирования основы речевой
и языковой культуры.
Совершенствования разных
сторон речи ребенка.

Содержание образовательной области "Речевое
развитие" среднем дошкольном возрасте направлено
на формирование у обучающихся с НОДА
потребности в речевом общении и коммуникативных
умений. Основной акцент делается на развитии и
формировании связной речи.
В этот период основное значение придается
стимулированию речевой активности обучающихся с
НОДА,
формированию
мотивационнопотребностного компонента речевой деятельности,
развитию
когнитивных
предпосылок
речевой
деятельности,
коррекции
речедвигательных
нарушений. Обучающиеся учатся вербализовать свое
отношение к окружающему миру, предметам и
явлениям,
делать
элементарные
словесные
обобщения.
Педагогические работники продолжают обучение
обучающихся с НОДА ситуативной речи. При этом
важную роль играет пример речевого поведения
педагогических
работников.
Педагогические
работники стимулируют желание обучающихся
свободно общаться, используя вербальные и
невербальные средства общения, поощряют даже
минимальную речевую активность обучающихся в
различных ситуациях. Педагогические работники
направляют внимание на формирование у каждого
ребенка с НОДА устойчивого эмоционального
контакта с педагогическим работником и с другими
детьми.
Педагогический работник учитывает особенности
развития игровой деятельности обучающихся:
сформированность игровых действий, возможности и
коммуникативные
умения
взаимодействия
со
педагогическим работником и другими детьми.

Содержание программы в области «Социально-коммуникативное
развитие»
направление
Содержание образовательной деятельности
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

11

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

игра;

Содержание образовательной области "Социальнокоммуникативное
развитие"
направлено
на
представления о мире людей и совершенствование и обогащение навыков игровой
рукотворных материалах;
деятельности обучающихся с НОДА, дальнейшее
приобщение их к элементарным общепринятым
безопасное поведение в быту, нормам и правилам взаимоотношения с другими
социуме, природе;
детьми и педагогическим работником, в том числе
моральным, на обогащение первичных представлений
труд.
о гендерной и семейной принадлежности. Активное
включение в образовательный процесс разнообразных
игр во всех формах и направлениях общеразвивающей
и
коррекционно-развивающей
работы
с
дошкольниками с НОДА на протяжении их
пребывания в дошкольной организации стимулирует
двигательную, познавательную и речевую активность
обучающихся этой категории.
Объектом
особого
внимания
педагогических
работников
становится
уточнение
и
совершенствование использования обучающимися с
нарушением речи при НОДА коммуникативных
средств, проявляющихся в игре: положительных
взаимоотношений, организованности, выдержки,
настойчивости, умения контролировать свои эмоции и
подчинять их правилам группового взаимодействия в
соответствии с общим игровым замыслом.
Необходимо обеспечить подбор доступного детям
игрового и речевого материала применительно к
творческим и дидактическим играм, ситуациям
трудовых процессов, которые осваивает ребенок
среднего дошкольного возраста с двигательной
патологией. Основное внимание педагогических
работников в различных образовательных ситуациях
обращается на обучение обучающихся с НОДА
использованию, прежде всего, вербальных (в
сочетании с невербальными) средств общения в
процессе игры, организованной деятельности, в
режимные моменты.
Педагогические работники создают образовательные
ситуации, направленные на стимулирование у
обучающихся потребности в сотрудничестве, в
кооперативных действиях с другими детьми во всех
видах деятельности. На этой основе осуществляется
работа по активизации двигательной сферы,
познавательной и речевой деятельности.
Образовательную деятельность в рамках области
"Социально-коммуникативное развитие" проводят
воспитатели, интегрируя ее содержание с тематикой
логопедической работы, проводимой учителемлогопедом. В образовательный процесс в области
"Социально-коммуникативное развитие" желательно
вовлекать родителей (законных представителей)
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

12

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

обучающихся, а также всех остальных специалистов,
работающих с детьми с НОДА.

Содержание программы в области «Художественно-эстетическое
развитие»
направление
Содержание образовательной деятельности
Изобразительное творчество
музыка

Образовательную деятельность в рамках указанной
области
проводят
воспитатели,
музыкальный
руководитель, согласую ее содержание с тематикой
коррекционно-развивающей работы, проводимой
учителем-дефектологом
и
учителем-логопедом.
Активными участниками образовательного процесса в
области "Художественно-эстетическое развитие"
являются родители (законные представители)
обучающихся, а также все остальные специалисты,
работающие с детьми с НОДА.
Основной формой работы по художественноэстетическому
воспитанию
и
организации
изобразительной деятельности обучающихся с НОДА
в среднем дошкольном возрасте являются занятия, в
ходе которых у обучающихся формируются образыпредставления о реальных и сказочных объектах,
развивается кинестетическая основа движений,
совершенствуются
операционально-технические
умения, компенсирующие недостатки тонкой и общей
моторики. На занятиях создаются условия для
максимально
возможной
самостоятельной
деятельности обучающихся, исходя из особенностей
их двигательного развития.
У
обучающихся
формируются
устойчивое
положительное эмоциональное отношение и интерес к
изобразительной деятельности, усиливается ее
социальная
направленность,
развивается
анализирующее
восприятие,
закрепляются
представления обучающихся о материалах и
средствах, используемых в процессе изобразительной
деятельности,
развиваются
наглядно-образное
мышление, эстетические предпочтения.
В данный период обучения изобразительная
деятельность должна стать основой, интегрирующей
перцептивное
и
эстетико-образное
видение
обучающихся, максимально стимулирующей развитие
их моторики и речи.
Обучение
изобразительной
деятельности
осуществляет воспитатель по подгруппам (пять-шесть
человек) в ходе специально организованных занятий и
в свободное время. В каждой группе необходимо
создать условия для изобразительной деятельности
обучающихся (самостоятельной или совместной со
педагогическим работником). Элементы рисования,
лепки, аппликации включаются в логопедические

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

13

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

занятия, в занятия по развитию речи на основе
формирования представлений о себе и об
окружающем миром, в музыкальные занятия, в
занятия
по
формированию
элементарных
математических представлений.
В данный период вводится сюжетное рисование.
При реализации направления "Музыка" обучающихся
учат эмоционально, адекватно воспринимать разную
музыку,
развивают
слуховое
внимание
и
сосредоточение, музыкальный слух (звуковысотный,
ритмический, динамический, тембровый), привлекают
их к участию в различных видах музыкальной
деятельности
(пение,
танцы,
музыкальнодидактические и хороводные игры, игры на детских
музыкальных инструментах). Обучающиеся учатся
распознавать настроение музыки, характер (движение,
состояние природы)
Музыкальные
занятия
проводят
совместно
музыкальный руководитель и воспитатель. При
необходимости в этих занятиях может принимать
участие учитель-дефектолог. Элементы музыкальноритмических занятий используются на групповых и
индивидуальных коррекционных занятиях с детьми.

Содержание программы в области «Физическое развитие»
направление
Содержание образовательной деятельности
физическая культура;
представления о здоровом
образе жизни и гигиене.

Образовательную деятельность в рамках
образовательной области проводят воспитатели,
инструктор по физической культуре, согласовывая ее
содержание с медицинскими работниками, с
инструктором по адаптивной физической культуре.
Активными участниками образовательного процесса
должны стать родители (законные представители), а
также все педагогические работники, работающие с
детьми.
Реализация содержания образовательной области
предполагает решение развивающих, коррекционных
и оздоровительных задач, воспитание у обучающихся
представлений о здоровом образе жизни, приобщение
их к физической культуре.
Задачи и содержание образовательной области
"Физическое развитие" тесно связаны с задачами и
содержанием образовательных областей
"Познавательное развитие", "Социальнокоммуникативное развитие", "Художественноэстетическое развитие".

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

14

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

2.2. Содержание коррекционной работы с детьми с нарушениями опорнодвигательного аппарата (НОДА) (Приложение 1)
2.3. Организация и формы взаимодействия с родителями 2023-2024- учебный
год (Приложение 2)
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Структура организации образовательного процесса
- индивидуальные занятия
- в ходе режимных моментов
- в совместной деятельности с педагогом (специалистом)
- в самостоятельной деятельности детей
- в совместной деятельности с семьей
График работы учителя-дефектолога на 2023-2024 учебный год (Приложение
3)
График организации образовательного процесса
Сроки проведения

Содержание коррекционной
работы
Педагогическое обследование детей
с целью установления «актуального
уровня развития» и установления
«зоны ближайшего развития»
Заполнение карт развития ребенка
Разработка индивидуальной
программы коррекционного развития
Индивидуальные занятия с детьми
Педагогическое обследование детей с
целью анализа годовой динамики
развития
Заполнение карт развития ребенка,
документации

3-4 недели сентября

октябрь - май
2 -3 недели мая

Методы организации коррекционно-развивающей работы

словесные

Методы обучения
наглядные

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

практические
15

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Беседа
рассказ
словесная инструкция
описание события
чтение и др.

Наблюдение
обследование
предметов
окружающего мира
показ картинок,
иллюстраций
показ образца, показ
способа действий
ЭОР

Организация детской
деятельности
(дидактические игры,
упражнения и др.)

Реализуемые образовательные технологии
Коррекционно-образовательные технологии
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);
-технологии предметно-развивающей среды
3.2. Условия реализации Программы
Психолого-педагогические условия
- коррекционная направленность образовательного процесса;
-учёт индивидуальных особенностей и психофизических возможностей
ребенка с НОДА;
- соблюдение комфортного психоэмоционального состояния ребенка;
- обеспечение оптимального, гибкого режима учебных нагрузок;
-создание образовательной среды, способствующей познавательному,
речевому, социально-личностному развитию каждого ребенка;
- формирование игровой деятельности;
- комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение ребёнка;
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Специальное оборудование
Внеучебное пространство: пандусы, поручни, ручки-скобки для
передвижения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Специальное оборудование: кресло-коляска, стульчики, вертикализатор,
ходунки;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

16

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Оборудование и дидактический материал: маты, игровой модуль, мячи разных
размеров, сухой бассейн с пластмассовыми шариками, палатка, фланелеграф,
мольберт, книжная полка, ширма,
Кабинет учителя-дефектолога содержит:
-Фотоальбомы, иллюстративный материал, предметные и сюжетные картинки
по темам, разрезные картинки, картинки с вкладышами, пазлы;
-Тактильные ощущения и восприятия: пальчиковый бассейн, коробки со
всякой всячиной (предметы разной фактуры, тяжести), материалы для игр с
водой, песком;
-Зрительные ощущения и восприятия: фонарики, светящиеся палочки,
гирлянды, игрушки ярких цветов;
-Слуховые ощущения и восприятия: колокольчики, погремушки, звучащие
игрушки, шумящие баночки, наполненные горохом, рисом, фасолью,
аудиозаписи;
-Кинестетические ощущения и восприятия: шнуровки, мягкий конструктор,
крупные и мелкие кубики, бусы различной величины, вкладыши, «почтовый
ящик», прищепки и другое;
Создание развивающей предметно-пространственной среды на 2023-2024
учебный год (Приложение 4)
3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников
группы
Продолжительность
непрерывной
непосредственно-образовательной
деятельности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работа
дошкольных организациях» и зависит от индивидуальных возможностей и
способностей каждого ребенка.
Все обучающие и коррекционно-развивающие занятия осуществляются
преимущественно в утреннее время.
Занятия
проводятся
учителем-дефектологом
в
соответствии
с
рекомендациями заключения ТПМПК, расписанием и режимом дня.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в соответствии
СанПиН 2.4.1.3049-13
Возраст
детей

Продолжительность
одной формы НОД,
занятия

Максимально
допустимый
объем
образовательной
нагрузки (в день)
в первую
половину дня

Максимально
допустимый
объем
образовательной
нагрузки (в день)
во вторую
половину дня

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

Перерывы
между
формами
НОД

17

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

С 3 до 4
лет
С 4 до 5
лет
С 5 до 6
лет
С 6 до
7(8) лет

не более 15 минут
не более 20 минут
не более 25 минут
не более 30 минут

Не более 30
минут
Не более 40
минут
Не более 45
минут
Не более 1
часа 30 минут

Не более 25
минут
Не более 30
минут

Не менее
10 минут
Не менее
10 минут
Не менее
10 минут
Не менее
10 минут

Примечание:
Учитывая индивидуальные психофизические особенности и возможности детей
с НОДА, занятия могут сокращаться по времени

3.4. Методическое обеспечение образовательной деятельности (список
литературы, ЭОР и др.)
Основные программы
«Адаптированная образовательная программа дошкольного образования»
Педагогические технологии, методические пособия
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития
речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.
2. Баряева Л.Б.
Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников с проблемами в развитии». СПб: Изд-во
«СОЮЗ», 2002.
3. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с
проблемами интеллектуального развития». – СПб: изд.- во «СОЮЗ»,
2001.
4. Диагностика-развитие-коррекция»
Программа
дошкольного
образования детей с интеллектуальной недостаточностью/ Л.Б. Баряева,
О.П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н.Д. Соколова – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.
Баряевой, 2012.
5. Е.А.Екжанова,
Е.А.
Стребелева
Адаптированная
основная
образовательная программа дошкольного образования детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): с
методическими рекомендациями М. «Просвещение»2020
6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в
обучении дошкольников с отклонениями в развитии / - М.: Гуманит. Изд.
Центр Владос, 2001.
7. Коноваленко С.В. Конструирование против ДЦП. М.Издательство
ГНОМ и Д, 2005
8. Левченко И.Ю. Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М.:2001.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

18

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

9. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Занятия по развитию речи в
специальном детском саду. М: «Владос», 2006
10.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром.
Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет. М: «Владос», 2006
11.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром.
Конспекты занятий. Для работы с детьми 6 -7лет. М: «Владос», 2006
12.Морозова
И.А.,
Пушкарева
М.А.
Развитие
элементарных
математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с
детьми 5-6лет. М: «Владос», 2006
13.Морозова
И.А.,
Пушкарева
М.А.
Развитие
элементарных
математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с
детьми 6-7лет. М: «Владос», 2006
14.Стребелева Е.А. Методическое пособие «Формирование мышления у
детей с отклонениями в развитии»
15.Чумакова
И.В.
Формирование
дочисловых
количественных
представлений у дошкольников с нарушением интеллекта». – М:
«ВЛАДОС», 2001.
16. Шипицына Л.М. Защиринская О.В. «Азбука общения» Программа
направлена на развитие личности ребенка, навыков общения со
взрослыми и сверстниками - СПб «Детство-Прогресс» 1998.
17. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» 2009.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

19

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Приложение 1
Содержание коррекционной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Основные направления

Основное содержание образовательной деятельности

Развитие
двигательной
деятельности
(функциональных
возможностей кистей и пальцев
рук);

При развитии функциональных возможностей кистей и пальцев руку у обучающихся с двигательными
нарушениями необходимо учитывать этапы становления моторики кисти и пальцев рук: опора на
раскрытую кисть, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого
захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные
действия, дифференцированные движения пальцев рук.
Перед формированием функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться
нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует
потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся
легкие качающе-потряхивающие движения). Далее проводится массаж и пассивные упражнения
кистей и пальцев рук: поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по пальцам от
кончика к их основанию; похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области
между основаниями пальцев; поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от
пальцев до локтя); похлопывание кистью ребенка по руке педагогического работника, по мягкой и
жесткой поверхности; вращение пальцев (отдельно каждого); круговые повороты кисти; отведениеприведение кисти (вправо-влево); движение супинации (поворот руки ладонью вверх) - пронации
(ладонью вниз). Супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого
пальца (игра "Покажи ладони", движения поворота ключа, выключателя); поочередное разгибание
пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху); противопоставление
большого пальца остальным (колечки из пальцев); щеточный массаж (кончиков пальцев и наружной
поверхности кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, что вызывает расправление кулака
и веерообразное разведение пальцев).

развитие игровой деятельности;

Обучение игре необходимо проводить со всеми детьми с НОДА, независимо от состояния их
двигательной сферы, в виде фронтальных и подгрупповых занятий, регламентированных по времени,
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

20

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

в игровой комнате. Выбор содержания игры, ее тематика и форма проведения определяются степенью
сформированностью психофизических предпосылок.
Участие в игре, выполнение детьми игровых и предметных действий следует осуществлять
различными способами в зависимости от состояния движения:
пассивно-активные действия, при понимании ребенком с НОДА функционального;
назначения всех предметов и игрушек, темы и сюжета игры. Помощь можно оказывать при
захватывании и удержании игрушки;
включение ребенка с НОДА в игру лишь при условии правильного планирования игровых действий,
сопровождаемых речью;
самостоятельное осуществление игровых действий с их планированием, оценкой под руководством
педагогических работников.
Индивидуально, а также с небольшой группой обучающихся следует проводить тренировочные
упражнения, направленные на формирование предпосылок для развития предметного и игрового
действия: формирование манипулятивной деятельности с предметами с тренировкой акта захвата и
удержания предмета при его различном положении по отношению к ребенку; развитие
целенаправленных действий по отношению предметов друг с другом; отработка отдельных действий
- развязывание, завязывание шнурков, расстегивание, застегивание пуговиц, молний. Постепенно
отработанные действия следует вводить в игровую деятельность.
Игры требуют соблюдения дисциплины. Надо стремиться к тому, чтобы взаимопонимание,
взаимопомощь стали привычными формами поведения ребенка. Именно в игре обучающиеся
получают первый опыт общения друг с другом, у них развиваются общественные формы поведения.
Развивать у обучающихся и творческое отношение к игре. Творческая игра имеет в своей основе
условное преобразование окружающего. Основная задача руководства данной игрой состоит в том,
чтобы содействовать устойчивости замысла, развитию его в определенном сюжете. Следить за тем,
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

21

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

чтобы игра ребенка не представляла простого механического действия. Важно обратить внимание на
подбор игрушек. Наиболее подходят игрушки, которые пригодны для разнообразного использования.
Необходимо помнить, что игры и деятельность должны подбираться в зависимости от реальных
возможностей ребенка.
Обучение конструированию обучающихся с НОДА рекомендуется начать с конструирования по
образцу, составленному из частей, и только после этого переходить к конструированию по
нерасчлененному образцу. Эта методика включает несколько этапов.

формирование конструирования

На первом этапе необходимо ознакомить ребенка со строительным материалом, обучить его простым
конструктивным действиям, пользуясь деталями одинаковой величины и формы, обучить
планомерному обследованию образцов и деталей постройки, словесному обозначению
пространственных отношений предметов ("рядом", "на", "над", "под", "около", "сзади", "спереди").
Второй этап - "конструирование по нерасчлененному образцу". Обучающихся обучают
планомерному рассматриванию образцов, эффективным способам конструирования с использованием
развернутых действий с деталями (прикладывание их к образцам); учат пользоваться
пространственными и метрическими признаками предметов в процессе конструирования; составлять
геометрические фигуры, учитывая форму и величину деталей; обогащают словарный запас ребенка
специальной пространственной терминологией ("квадрат", "прямоугольник", "ромб". Программа
второго этапа рассчитана на длительный срок, определяемый индивидуальными возможностями
ребенка.
На третьем этапе занятий ребенку предлагается свободное конструирование, когда он может
самостоятельно использовать усвоенные им приемы обследования и исполнения. При этом могут
выполняться следующие задания: конструирование дома для куклы, постройка улицы, города,
конструирование по замыслу.
расширение запаса знаний
представлений об окружающем;

и

Важно, какими способами ребенок с НОДА получает сведения об окружающем мире. Первое
знакомство с предметами и явлениями должно по возможности происходить в естественной
жизненной обстановке, а не по картинкам или игрушкам. В группе ребенка нужно познакомить с
обстановкой, показать ему, как моют посуду, стирают и гладят белье, готовят обед, накрывают на стол,
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

22

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

убирают помещение. Много интересного можно показать ребенку из окна детского сада: улицу,
движение транспорта, сад, животных.
В ходе ознакомления с окружающим миром обучающихся следует учить выделять в предметах и
явлениях существенные и несущественные признаки, проводить сравнения, объединения предметов и
явлений по различным признакам, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и
заключения, расширять наполняемость родовых, видовых и обобщающих понятий.
Важное значение для развития знаний и представлений об окружающем мире имеют прогулки. У
ребенка-дошкольника мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми,
яркими, наглядными предметами окружающего мира. Для развития представлений об окружающем
мире большую роль играют специальные занятия с использованием картинок. Для ребенка с НОДА
важно, чтобы картина была четкой, достаточно крупной и располагалась в поле его зрения.
Готовность ребенка к обучению в школе определяется уровнем развития его интеллектуальных
процессов. Ребенок должен уметь не только наблюдать, но и дифференцировать и обобщать предметы
и явления окружающего мира. Формирование обобщающего и дифференцирующего мышления
должно проводиться систематически как в процессе повседневной деятельности ребенка, так и на
специальных занятиях.

развитие сенсорных функций;

Сенсорное воспитание направлено на развитие всех видов восприятия ребенка с НОДА (зрительного,
слухового, тактильно-кинестетического), на основе которых формируются полноценные
представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положении в
пространстве.
Развитие зрительного восприятия начинается с формирования зрительного сосредоточения и
прослеживания оптического объекта. Сначала педагогический работник стимулирует развитие
зрительной фиксации на лице, а затем на игрушке (лучше с мягким очертанием силуэта, но с
интенсивной цветной окраской, размером 7x10 см). В дальнейшем начинается тренировка
согласованных движений головы и глаз, возникающих при условии плавного прослеживания глазами
объекта. По мере продвижения оптического объекта (лица педагогического работника, затем игрушки)
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

23

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

необходимо пассивно поворачивать голову ребенка в направлении движения объекта. При ослаблении
интереса ребенка к игрушке подключают звуковой компонент.
Дальнейшее развитие зрительного восприятия направлено на формирование плавности
прослеживания за движущимся предметом (в горизонтальной, вертикальной плоскости),
устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища. Необходимо проводить
специальные игры с ребенком, приближая свое лицо к ребенку и удаляя его, ласково разговаривая с
ним. Также используются яркие озвученные игрушки. При этом ребенок находится в различных
положениях (лежа, сидя, вертикально - на руках педагогического работника).
На более поздних этапах необходима выработка зрительных дифференцировок. Для занятий
подбираются игрушки, различные по цвету, величине, форме, звучанию. Внимание ребенка
привлекается не только к игрушкам, но и окружающим предметам и людям. Для этого проводятся
различные игры ("Прятки", "Ку-ку").
С полутора лет проводится коррекционно-педагогическая работа по развитию ориентировки на
величину, форму и цвет предметов по следующим этапам: 1) сличение величины, цвета или формы
("дай такой, не такой"). 2) выделение по слову величины, цвета или формы ("дай красный", "дай
большой", "дай круглый"). 3) называние признака - величины, цвета, формы - ребенком (для
обучающихся, владеющих речью). Кроме постоянных упражнений в быту, следует проводить
специальные дидактические игры.
Развитие слухового восприятия начинают с формирования слухового сосредоточения (на голосе и
звуке). Для этого используют период, когда ребенок с НОДА находится в эмоционально отрицательном
состоянии - в период несильного плача или общих движений. Педагогический работник наклоняется
к ребенку, ласково разговаривает с ним, потряхивает погремушкой, добиваясь привлечения внимания
ребенка и его успокоения. Звуковые раздражители варьируют от нерезких звуков (звучание
погремушки, легкое постукивание одной игрушки о другую) до более громкого звучания (звук
пищащей игрушки).
Дальнейшее развитие слухового восприятия идет при формировании умения локализовать звук в
пространстве. В качестве звуковых раздражителей ребенку предлагаются игрушки, различные по
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

24

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

звучанию (громкие-тихие, высокие-низкие, пищащие, звенящие), а также различно интонируемый
голос педагогического работника. Предлагая ребенку озвученную игрушку, затем разговаривая с ним,
его учат прислушиваться к звучанию игрушки и голосу педагогического работника, а затем отыскивать
их глазами. При этом сначала ребенок видит игрушку и лицо педагогического работника, которые
постепенно оказываются вне поля его зрения. Если ребенок с двигательной патологией не может сам
повернуть голову к источнику звука, педагогический работник делает это пассивно.
Далее обучающихся обучают дифференциации тембровой окраски, и интонации голоса матери (или
другого близкого человека) и "чужих" людей, используя при этом зрительное подкрепление.
Параллельно ведется формирование других дифференцированных реакций: узнавание своего имени,
различение строгой и ласковой интонации голоса педагогического работника и адекватной реакции на
них, дифференциация характера мелодии (веселой и грустной, тихой и громкой). С детьми проводятся
специальные упражнения на формирование дифференциации звучания игрушек: дудки, барабана,
погремушки (выбор из двух). Особо важное значение уделяется развитию слухового внимания к речи
педагогического работника.
Коррекция нарушений тактильно-кинестетического восприятия начинается с массажа и
пассивной гимнастики (для улучшения проприоцептивных ощущений). Развитие тактильнокинестетических ощущений проводится на 3-м году жизни параллельно с формированием знаний о
свойствах предметов: мягкий-твердый, тяжелый-легкий (вес), холодный-теплый (температура).
Понятие о мягкости-твердости дается на разном материале: мягкая шапочка, мягкий пластилин,
твердый сахар, твердое яблоко. Понятие о весе дается на материале: тяжелый молоток, тяжелый стул,
легкий шарик, легкий кубик. Понятие о тепловых ощущениях проводится на сравнении: холодная и
теплая вода, холодный и теплый день, холодный лед, теплая батарея, а также в ходе проведения
искусственной локальной контрастотермии.
развитие пространственных
представлений

Развитие пространственных представлений осуществляется поэтапно.
Первый этап: расположение предметов в пространстве, ориентация в предметно-пространственном
окружении "от себя". На этом этапе важно, чтобы у ребенка сформировалось представление о сторонах
и частях тела человека, а также его лица. Здесь также, как и при формировании представлений о
величине необходимо давать сразу же словесное обозначение формируемого представления. При
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

25

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

заучивании названий правой и левой рук ребенку следует сказать, что каждая из рук имеет свое
название. Чтобы сформировать понятия "впереди", "сзади", "вверху", "внизу", "справа", "слева",
следует связать их с конкретными частями тела, например, впереди (лицо) - сзади (спина), вверху
(голова) - внизу (ноги), правая рука (справа) - левая рука (слева). Важно также научить ребенка
различать парные части тела. С этой целью могут быть использованы различные детские
стихотворения и игры.
Второй этап: ориентация в предметно-пространственном окружении "от другого человека". Чтобы
сформировать предметно-пространственные представления в позиции "от другого человека" нужно
использовать куклу. Ручку куклы нужно маркировать тем же способом, что и у ребенка. Затем игрушку
посадить напротив ребенка. Педагогический работник должен обратить внимание ребенка на то,
маркированная рука находится наискосок от руки самого ребенка. Чтобы расширить количество
упражнений, можно маркировать щечки, ушки, плечики, ножки, коленки, пальчики, ладошки у
сидящей напротив куклы. Важно также научить ребенка определять, где находится предмет по
отношению к кукле или другому человеку. Пространственную ориентировку на любых предметах
следует тренировать с ребенком постоянно.
Третий этап: ориентировка по основным пространственным направлениям. На этом этапе
отрабатывается ориентировка по основным пространственным направлениям: вперед-назад, направоналево, вверх-вниз. Определение своего местоположения относительно другого предмета (впередипозади, справа-слева, сзади, позади). Вводятся понятия: близко - далеко, ближе - дальше. Важно
стремиться к тому, чтобы ребенок с НОДА опробовал на собственном опыте передвижение в
указанных направлениях. Если он не может это сделать самостоятельно, педагогический работник
должен показать ему это с помощью перемещения коляски ребенка. Одновременно он должен
комментировать свои действия правильными терминами.
Четвертый этап: ориентировка на листе бумаги. Ориентировка на листе бумаги - важный этап в
подготовке ребенка к школе. Здесь вводятся понятия: посредине, в центре, верхняя и нижняя стороны,
правая и левая стороны, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний
правый угол.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

26

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Пятый этап: коррекция оптико-пространственного восприятия. Коррекция нарушений оптикопространственного восприятия может достигаться с помощью заданий на воссоздание по образцу или
представлению пространственного размещения геометрических фигур или узоров; фиксации и
воспроизведения поворотов на плоскости отдельных элементов узора или графических знаков.
Педагогическим работником полезно зарисовывать с детьми схемы расположения предметов в
помещении; геометрических фигур на листе бумаги, отраженном в зеркале. Важным этапом в этом
направлении работы является формирование у ребенка навыка составления разрезных картинок.
Вначале ребенку можно предложить разрезные картинки без фона, то есть вырезанные по контуру.
Затем предлагаются к составлению картинки, изображающие предмет с фоном, из 2-х, 3-х, 4-х, 6-ти,
9-ти частей. Важно, чтобы педагогические работники сопровождали собственные действия
правильными терминами, определяющими местоположение каждой из частей. Затем, когда у ребенка
этот навык сформируется, можно ему предлагать задания на составление сюжетных картин по
контурному изображению из 9-ти, 12-ти частей.
Закрепить сформировавшиеся навыки можно с помощью составления сюжетных картинок из 4-х, 6ти, 9-ти, 12-ти предметных кубиков или кубиков Никитина (кубиков Кооса).
формирование
представлений

временных Формирование временных представлений осуществляется поэтапно.
Первый этап: формирование представлений о сутках. Сутки являются первой естественной единицей
измерения времени. У дошкольников начинают формировать представления о таких промежутках
времени, как день - ночь, утро - вечер. Педагогическим работником рекомендуется начинать развитие
представлений о времени с различения отдельных контрастных частей суток (день - ночь; утро вечер), а затем только переходить к их последовательности и сменяемости суток. Для формирования
представлений об указанных временных отрезках педагогические работники могут использовать
прием описания конкретной деятельности, которой в этот период занимаются обучающиеся.
Обучающихся обучают различать части суток: по внешним объективным признакам (светло-темно).
Большую пользу приносит рассмотрение с детьми картинок и фото, изображающих деятельность
людей в разные отрезки времени, а затем соотносить каждую картинку с определенным временным
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

27

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

эталоном. Можно составлять сериационный ряд из частей суток: располагать четыре картинки,
изображающие части суток, в нужном порядке.
С целью закрепления представлений о частях суток можно использовать цветовые карточки.
Формирование представлений о сутках будет стимулировать чтение педагогическим работником
отрывков из художественных произведений, стихов, описывающих действия, связанные с данным
временем суток, а также отгадывание загадок.
Второй этап: формирование представлений о временах года. Знания о времени года лучше
усваиваются детьми, если они предлагаются по контрастному принципу в сравнении с предыдущим
временем года. Самое трудное время года для усвоения детьми - это весна. Педагогическим
работником следует в соответствии с рекомендациями специалистов изготовить наглядные пособия, в
которых каждому сезонному изменению в природе или в жизни людей соответствовала бы карточка
или картинка. В качестве наиболее продуктивных форм работы предлагаются: раскладывание
карточек с изображением времен года в соответствии с порядком их возникновения; определение
времени года по картинкам и составление рассказов по картинкам; наблюдение за изменениями в
природе в естественных условиях, использование литературных произведений, чтение и заучивание
наизусть стихов, отгадывание загадок и заучивание пословиц; изготовление аппликаций по темам
времен года; рисование сюжетных картин; проведение праздников, посвященных временам года
(очень продуктивная форма работы, особенно для обучающихся с тяжелыми нарушениями).
Третий этап: временные понятия "Вчера, сегодня, завтра". На этом этапе работы используются те же
формы работы. Временные отрезки вчера, сегодня, завтра связываются с определенной деятельностью
обучающихся и обозначаются определенным термином,
Четвертый этап: календарь, дни недели. Для ознакомления обучающихся с НОДА с днями недели
можно использовать отрывной календарь. Каждый листок календаря отмечают полоской
соответствующего цвета или изготавливают из цветной бумаги так, чтобы каждый день имел свой цвет
(понедельник - синий, вторник - желтый, среда - зеленый, четверг - белый, пятница - фиолетовый,
суббота - оранжевый, воскресенье - красный). На каждом листке календаря проставляют такое
количество кружочков, которое соответствует порядковому номеру дня недели. Ежедневно отрывая
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

28

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

листок календаря, ребенок укладывает его в соответствующее деление. В конце недели
подсчитывается количество дней, и они называются. В конце месяца подсчитывается количество
неделей, а в старшем возрасте и количество дней.
Работая с календарем, педагогические работники помогают детям запомнить дни недели по
порядковому номеру (количеству точек) и по цвету листка календаря. Можно также для запоминания
названий дней недели связывать их с конкретным содержанием деятельности обучающихся
(используется недельное расписание занятий).
Пятый этап: временное понятие "месяц", названия месяцев. Работая с моделью календарного года,
педагогический работник одновременно знакомит ребенка с названиями месяцев. Каждый месяц
связывается с определенным временем года и наполняется конкретным содержанием (изменения в
погоде, в природе, в жизни человека и животных). Хорошим стимулом для запоминания является
заучивание стихов о месяцах года. Особый положительный эффект приносит разыгрывание игрдраматизаций для заучивания названий месяцев.
формирование
элементарных В работе с дошкольниками с НОДА целесообразно проводить подготовительные занятия по
формированию и уточнению имеющихся у них основных количественных, пространственных и
математических представлений;
временных представлений, по формированию навыков сравнения предметов по форме, величине и
подготовка к школе.
протяженности. Необходимо научить обучающихся изучать и сравнивать предметы и группы
предметов по какому-то одному из признаков, устанавливать общее и различное; особое внимание
уделять сравнению предметов, которые невозможно пересчитывать поштучно (для этого необходимо
выбрать соответствующую меру измерения).
Овладение основными понятиями о числе и арифметическими действиями с числами требует
предварительного усвоения и уточнения элементарных представлений о величине: большой маленький, больше - меньше, короткий -длинный, короче - длиннее, шире - уже, ниже - выше.
Необходимо проводить ежедневные занятия, в процессе которых обучающиеся смогут осознать, что
все предметы расположены определенным образом в пространстве и имеют различную
протяженность. Во время прогулок обращать внимание обучающихся на то, что улицы бывают узкие
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

29

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

и широкие, дома - большие и маленькие, высокие и низкие. Именно в такого рода сравнениях
формируются и уточняются элементарные математические понятия.
Необходимо научить обучающихся отыскивать и находить предметы нужной величины, формы,
протяженности. Для этого педагогические работники отбирают кубики, мячи, пирамидки, куклы
различной величины и просят ребенка найти сначала самые большие предметы, затем - самые
маленькие и вводят эти понятия в речь.
Далее следует обращать внимание обучающихся на то, что предметы одной и той же величины могут
отличаться по форме: "Сравните большой красный мяч и большой красный кубик, маленький синий
шарик и маленький синий кубик". Затем им нужно помочь установить, что предметы, одинаковые по
величине и форме, могут отличаться по длине. На следующем этапе обучающиеся овладевают
умением подобрать (разгруппировать) предметы разной величины, формы, протяженности по какомуто одному заданному признаку. Затем эти задания можно разнообразить и усложнить: подобрать
предмет либо такой же, как образец, либо большей или меньшей величины. Вначале лучше
использовать те предметы, которые уже знакомы детям по предыдущим занятиям, а затем включать и
новые.
Дальнейшее усложнение заданий идет за счет сопоставления предметов различной формы и
величины, при этом предметы сопоставляются не парами, а рядами. Сначала такие задания
выполняются по показу. По мере постепенного усвоения и закрепления понятий формы и величины
обучающиеся могут выполнять задания по словесной инструкции. Ребенку объясняют, что нужно
сделать, и на первых порах педагогический работник рассказывает, каким образом надо выполнять
задание. Постепенно обучающиеся учатся самостоятельно планировать ход выполнения задания.
Развитию и закреплению элементарных математических понятий способствуют занятия по ручному
труду, рисованию, лепке.
При обучении элементарному счету необходимо обращать внимание на то, умеют ли обучающиеся
сравнивать разные множества (количества) предметов, независимо от их формы и величины. Только
после того, как ребенок научится сравнивать предметы по какому-либо признаку и устанавливать, где
предметов больше (меньше), в каком сосуде жидкости больше (меньше), переходят к умению
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

30

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

уравнивать количества (множества) предметов. При обучении обучающихся элементарному счету
необходимо обратить особое внимание на состав числа. Здесь особенно важна наглядность обучения.
Сначала нужно научить ребенка составлять число предметов из разных групп. Для закрепления
состава числа можно использовать нахождение целого числа не по двум, а по трем слагаемым (группам
предметов).

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

31

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Приложение 2
2.1.

Организация и формы взаимодействия с родителями 2023-2024- учебный год
месяц
Сентябрь
Октябрь

Формы работы
Индивидуальное консультирование
Родительское собрание
Индивидуальное консультирование

Ноябрь

Беседы-консультации

Декабрь

Индивидуальное консультирование

Январь

Родительское собрание

Февраль

«Почта доверия»

Март

Информационная папка

темы
«Комплексное сопровождение детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата (НОДА)»
Особенности психофизиологического развития
детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата (НОДА). Результаты первичного
диагностического обследования детей».
Преодолеваем трудности вместе. Оказание
педагогической помощи родителям: решение
вопросов воспитания и обучения детей с
нарушениями в развитии, трудности, успехи детей,
поведенческие особенности ребенка и т.д.»
Обучение родителей элементарным методам
педагогической коррекции (дидактические игры)»
Особенности динамики развития каждого ребенка в
условиях специализированной группы»
Повышение педагогической грамотности родителей
Сбор вопросов, пожеланий и советов по
разнообразным аспектам воспитания, обучения,
коррекции и развития детей и др.»
«Рекомендации учителя-дефектолога»

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

32

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Апрель

Индивидуальное консультирование

май

Родительское собрание

Обучение родителей педагогическим технологиям
коррекционно-развивающего обучения и
воспитания детей
Результативность работы за год. Рекомендации на
летний период.»

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

33

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Приложение 3
График работы учителя-дефектолога Машининой О.О ГБДОУ №45 комбинированного вида Приморского района
Санкт-Петербурга на 2023-2024 учебный год
Дни недели Регламентирован
Методическая деятельность
Работа с родителями.
ная
деятельность.
Индивидуальные
занятия.
Понедельн 9.00-12.30
12.30-13.00 (оформление документации, планирование
ик
гр. сд1
образовательной деятельности, подготовка дидактического
гр. ода 1
материала)
12.30-13.00 (оформление документации, планирование
образовательной деятельности, подготовка дидактического
материала)

Всего
часов.

4 часа

Вторник

9.00-12.30
гр. сд1
гр. ода 1

4 часа

Среда

15.00-18.00
гр. сд1
гр. ода 1

Четверг

9.00-12.30
гр. сд1
гр. ода 1

12.30-13.00 (оформление документации, планирование
образовательной деятельности, подготовка дидактического
материала)

4 часа

Пятница

9.00-12.30
гр. сд1
гр. ода 1

12.30-13.00 (оформление документации, планирование
образовательной деятельности, подготовка дидактического
материала)

4 час

14.00-15.00 работа с педагогами
(консультации, беседы).
17.00-18.00 индивидуальное
консультирование, беседы,
рекомендации).

4 часа

Всего 20 часов в неделю
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

34

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Приложение 4
Создание развивающей предметно-пространственной среды на 2023- 2024 учебный год
Формы
организации
Образовательная
(уголки, центры,
область
пространства и
др.)
Познавательное
развитие

Речевое развитие

Содержание
Оснащение специально подобранными изданиями
книг, журналов, учебными и развивающими программами,
нормативными документами

Срок (месяц)
сентябрь

Центр речевого
развития

Подбор иллюстративного и наглядного материала
(предметные картинки) по всем лексическим темам

октябрь

Центр познание

Изготовление детских календарей о частях суток; о
временах года.

ноябрь

Центр речевого
развития

Изготовление игры на договаривание слов. Доскажи
словечко - покажи картинку (наклей картинку)

декабрь

Центр познание

Познавательное
развитие

Речевое развитие

Обогащение (пополнение) развивающей предметно-пространственной
среды группы

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

35

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Познавательное
развитие

Центр познание

Интернет-ресурсы (где можно посмотреть и скачать)
копилка дидактических игр

январь

Физическое
развитие

Центр мелкая
моторика

Пополнить картотеку игр на развитие тактильного
восприятия

февраль

Познавательное
развитие

Центр познание

Подбор аудиозаписей с различными звучаниями (детские
песни, музыка с движениями, звуки природы и др.)

март

Познавательное
развитие

Центр познания

Пополнение наглядного материала для развития
количественных представлений

апрель

Речевое развитие

Центр речевого
развития

Подбор и размещение материала для информационных
стендов (Информация для родителей)

май

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

36

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».