ПРИНЯТО Педагогический совет Протокол № 1 от 31.08.2023 УТВЕРЖДАЮ Заведующий ГБДОУ № 45 ______________ Е.Д.Спичак Приказ № 113 п.2 от 31.08.2023 Рабочая программа Учителя-дефектолога Машининой Ольги Олеговны для детей группы ТМНР№ 1 Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 45 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга на 2023 – 2024 учебный год Санкт-Петербург 2023 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 Содержание Рабочей программы № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 2 2.1 2.2. 3 3.1 3.2 3.3 3.4. 3.5 Стр. Название материала ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Цель, задачи и принципы рабочей программы Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми множественными нарушениями развития Целевые ориентиры СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Содержание коррекционно-образовательной работы с детьми тяжелыми множественными нарушениями развития Организация и формы взаимодействия с родителями 20232024 учебный год ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Структура организации образовательного процесса Условия реализации Программы: Психолого-педагогические условия Материально-технические (специальное) оборудование Создание развивающей предметно-пространственной среды Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, ЭОР и др.) Приложения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 3 3-4 4-7 7-8 8-11 11 11 11 11 11-13 13-14 14-15 15-16 17 17-32 33-34 35 36-37 2 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка. Рабочая программа учителя-дефектолога является локальным актом ГБДОУ детский сад № 45 комбинированного вида Приморского района СанктПетербурга, разработанным в соответствии с законами РФ: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] (Актуальный закон в редакции от 29.12.2017). 2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [принят Государственной Думой 20 июля 1995 г.: одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 г.] (Актуальный закон в редакции от 29.12.2017). 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); 4. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.01.2023 регистрационный № 72149); 5. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3648-20). 6. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (СанПин 1.2.3685-21 зарегистрированный в Минюсте России 29.01.2021 № 62296) 7. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ». 8. Устав Государственного бюджетного образовательного учреждение дошкольного образования детский сад № 45 комбинированного вида Приморского района. Рабочая программа учителя-дефектолога составлена на основе Адаптированной образовательной программы дошкольного образования. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 3 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 1.2. Цель, задачи и принципы формирования рабочей программы: Цель программы - построение системы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, учитывающей особые потребности обучающихся, индивидуальные особенности их развития, состояния здоровья и последовательной социализации в обществе. Задачи: реализация содержания АОП ДО; коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ТМНР; охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТМНР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития, как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития; обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья, обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития; Принципы формирования рабочей программы: поддержка разнообразия детства сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 4 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 позитивная социализация ребенка личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений сотрудничество Организации с семьей возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Специфические принципы и подходы к АОП ДО для обучающихся с ТМНР: положение ведущей роли социальных условий среды и социальной ситуации развития для всех динамических изменений, происходящих в психическом развитии ребенка на любом возрастном этапе, когда социальные факторы рассматриваются как основные детерминанты детского развития теория комплексного сенсорного воздействия, за счет использования специальных технических средств, методов и приемов для раздражения проводящих путей, чувствительных областей коры головного мозга и формирования межнейронных связей как основы развития высших психических функций. теория деятельности с акцентом на ориентировочную и поисковоисследовательскую деятельность, в процессе которой формируется восприятие и осваиваются социальные способы действий с предметами, закладывается системная и полисенсорная основа познания. принцип комплексного воздействия, то есть научно-обоснованное сочетание коррекционно-педагогической помощи в образовании обучающихся с ТМНР и медицинских мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА). принцип единства диагностики и содержания коррекционнопедагогической помощи в образовании обучающихся с ТМНР, когда основой содержания коррекционно-педагогической помощи становятся ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 5 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 результаты всестороннего физического развития. анализа состояния психического и этиопатогенетический принцип, при котором форма, методы и содержание коррекционно-педагогической работы подбираются с учетом этиологии (причины), патогенеза (механизмов), тяжести и структуры нарушений здоровья и психофизического развития ребенка. принцип эмоциональной насыщенности и коммуникативной направленности, означающий, что коррекционно-развивающая работа должна быть ориентирована на закономерности коммуникативного процесса; освоение средств общения для многих обучающихся со сложными нарушениями предполагает использование разнообразных невербальных и вербальных средств с постепенным усложнением различных форм символизации - от реальных предметов к предметамсимволам, картинкам или барельефам, естественным и специальным жестам, табличкам с написанными словами и фразами, устной, дактильной речи. принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования, когда специальные средства, методы и приемы обучения используются как для формирования у обучающихся с ТМНР новых более совершенных психологических достижений, механизмов компенсации, так и для развития функциональных возможностей анализаторов, коррекции нарушений поведения. положение о совместно-разделенной деятельности педагогического работника и ребенка с ТМНР, что предполагает последовательную смену формы взаимодействия (при постепенной передаче инициативы от педагогического работника к ребенку) от совместной деятельности к совместно-разделенной, а затем самостоятельной деятельности ребенка с помощью или под контролем педагогического работника. принцип социально-адаптирующей направленности образования заключается в том, что коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения ребенку с ТМНР максимально возможной самостоятельности и независимости в дальнейшей социальной жизни; принцип организованного взаимодействия с семьей предполагает, что перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении; ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 6 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 принцип полноты содержания и интеграции отдельных образовательных областей заключается в том, что деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком отдельно, в форме изолированных занятий по модели учебных предметов в школе. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития обучающихся с ТМНР дошкольного возраста; принцип единства развивающих, профилактических и коррекционных задач в образовании ребенка с ТМНР. 1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми множественными нарушениями развития Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития – это дети, у которых сочетаются два и более (сенсорное, двигательное, речевое, интеллектуальное) первичных нарушений. Первичные нарушения приводят к появлению сложной структуры вторичных и третичных нарушений социальной природы, образуя специфический феномен, проявляющийся в виде кумулятивного негативного влияния на все сферы психического развития ребенка. Например, детский церебральный паралич (ДЦП) с задержкой психического развития и нарушением зрения или слабослышащие с детским церебральным параличом и др. В группе находятся дети в возрасте от трех до восьми лет с детским церебральным параличом (ДЦП) различной степени и сопутствующими расстройствами. Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание, основным клиническим симптомом которого является нарушение двигательных функций (ДЦП разной формы и степени тяжести). Тяжесть двигательных нарушений такова: от моторной неловкости до тяжелых опорно-двигательных нарушений. Большинство детей самостоятельно не передвигаются, сидят в специализированном инвалидном кресле и как следствие, полная или почти полная зависимость от взрослого в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Нередко наблюдаются нарушения зрения или слуха (а иногда и их сочетание). Тяжелые нарушения речи (дизартрия, алалия). Повышенная судорожная готовность (эпилепсия). Могут присутствовать также расстройства аутистического спектра (нарушение коммуникации, социального поведения) и эмоционально-волевой сферы (нарушение регуляции поведения и др.). Различные соматические заболевания также могут влиять на развитие ребенка. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 7 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 По состоянию интеллекта дети со сложными нарушениями представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект (задержка психического развития), у остальных наблюдается умственная отсталость от легкой до тяжелой(глубокой) степени. Согласно психолого-педагогической информации и многолетнему наблюдению за динамикой психического развития большого числа детей с тяжелыми множественными нарушениями имеет место один из четырех вариантов психического развития: -последовательное формирование психологических достижений возраста в медленном или крайне медленном темпе, при котором для перехода на новый уровень психического развития ребенку требуется значительно больше времени, чем при нормативном варианте развития; -минимальный темп психического развития, когда становление психологических достижений, характерных для определённого возраста, происходит очень медленно в течение нескольких лет; -без динамики психического развития, когда новых уровней психического развития не наблюдается и можно говорить о состоянии стагнации; -регресс психического развития, при котором имеет место утрата ранее приобретенных умений и навыков. Таким образом, дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, представляют собой неоднородную по составу группу, которые нуждаются в индивидуальном коррекционно-развивающем обучении, развитию потенциальных возможностей, формированию механизмов компенсации и социальной адаптации. 1.4. Целевые ориентиры Сложности точного прогноза возможной динамики и перспектив психического развития детей не позволяют представить Целевые результаты для определенного возрастного этапа. В связи с этим Целевые ориентиры изложены по периодам обучения, что обеспечивает возможность предоставления детям необходимого временного отрезка на усвоение содержания Программы, преобразования «зоны ближайшего развития» в актуальные достижения психики в индивидуальном для каждого темпе. Целевые ориентиры периода формирования ориентировочно-поисковой активности Ребенок: способен проявлять поиск сенсорного стимула за счет движений головы, поисковых движений глаз, поисковые движения руки, локализация положения или зоны его воздействия; ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 8 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 при зрительном наблюдении за предметом проявляет реакции на новизну и интереса к нему; при слуховом восприятии проявляет снижение количества отрицательных эмоциональных реакций на звуки музыки; способен активно использовать осязательное восприятие для изучения продуктов и выделения с целью дифференцировки приятно-неприятно; способен улыбаться и активизировать движения при воздействии знакомых сенсорных стимулов (ласковая интонация речи, произнесённая непосредственно у детского уха, стимулов высокой или средней интенсивности); способен захватывать вложенную в руку игрушку, двигать рукой, в том числе в сторону рта, обследовать губами и языком; выполняет мимические проявления и поведение при ощущении комфорта и дискомфорта; проявляет активизацию навыков подражания взрослому – при передаче эмоциональных мимических движений; использует в общении непреднамеренной несимволической коммуникацией Целевые ориентиры периода формирования предметных действий Ребенок: способен проявлять продолжительное внимание и стойкий интерес к внешним сенсорным стимулам, происходящему вокруг; способен тактильно обследовать (рассматривать) заинтересовавший предмет; способен к появление нестойких представлений об окружающей действительности с переживаниями детей: удовлетворениянеудовлетворения, приятного-неприятного; способен проявлять эмоционально положительный отклик на игры, направленные на развитие сенсорной сферы; способен дифференцировать различные эмоциональные состояния и правильно реагирует на них в процессе общения со взрослым по поводу действий с игрушками выполняет сложные координированные моторные акты руками – специфические манипуляции со знакомыми игрушками; выполняет навык подражания – отраженное повторение простого моторного акта или социального действия с предметом после выполнения в совместной деятельности со взрослым; способен узнавать знакомых людей, предметов, речевых обращений за счет совершенствования восприятия и появления способности путем анализа и преобразования ощущений, полученных с различных анализаторов, осуществлять ориентировку в пространстве и ситуации; ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 9 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 способен использовать в общении преднамеренной несимволической коммуникации; способен выражать свое отношение к ситуации в виде интонационно окрашенной цепочки звуков речи (по подражанию и по памяти); способен понимать в ограниченном объеме (не более 5 слов, жестов или перцептивных цепочек) взаимосвязи между знаком и действием, знаком и предметом, умение выполнять действия или находить предмет путем ориентировки на знаковый эталон, либо после демонстрации действия взрослым. Целевые ориентиры периода формирования предметной деятельности Ребенок: выполняет точное копирование знакомой цепочки социальных действий с предметом отраженно за взрослым (после выполнения в совместной деятельности); способен усваивать смысл небольшого числа культурно-фиксированных предметных действий и их цепочек с определенной социально обусловленной закономерностью; способен ориентироваться в собственном теле, указывать части тела доступным коммуникативным способом; способен осуществлять практическую ориентировку в свойствах предметов (форма, величина, фактура) различать путем обследования доступным способом; способен использовать метод практических проб и последовательного применения ранее освоенных результативных действий для решения ситуативной практической задачи; проявляет положительные эмоции при выполнении действий с предметами и учебных действий во время вертикализации с поддержкой; способен соотносить изображение предмета с реальным образцом; способен изменять поведение и выполнять действия в зависимости от жестового или речевого обращения взрослого; способен копировать социальных жестов, простых речевых образцов, в том числе звуковой и слоговой последовательности, отраженно за взрослым, применять их с учетом социального смысла; способен согласовывать свои действия с действиями других детей и взрослых: начинать и заканчивать упражнения, соблюдать предложенный темп; способен выражать свое настроение и потребности с помощью различных мимических и пантомимических средств, дифференциации эмоций в процессе предметно-практической деятельности; способен проявлять инициативу, желание общения, информировать о своем состоянии и потребностях с помощью доступных средств коммуникации; ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 10 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 проявляет потребность в отражении своего эмоционального опыта в различных играх, игровых ситуациях, по просьбе взрослого, других детей. Целевые ориентиры периода формирования познавательной деятельности Ребенок: выполняет самостоятельный выбор результативной схемы деятельности и поведения в зависимости от поставленной цели и внешних условий среды; способен разрешить проблемную ситуацию и преодолеть препятствие, игнорирование лишних предметов при выполнении задания; способен создавать изображение простого предмета, постройку по образцу, по инструкции взрослого, предъявленной в доступной коммуникативной форме; способен осознать себя, свои эмоции и желания, узнавать собственные вещи, результаты продуктивной деятельности; способен применять накопленный перцептивный и практический опыт для ориентировки во внешних признаках предметов (цвет, форма, размер и количество); способен к общению, информирует о своем отношении к происходящему доступным коммуникативным способом; способен выражать доступным коммуникативным способом просьбы, оценки, отношения – я, ты, мой, моя, мое, хороший, плохой; использует в общении элементы символической абстрактной коммуникации, отдельных абстрактных символов: слова, жесты, схематические изображения; 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание коррекционно-образовательной работы с детьми группы с тяжелыми множественными нарушениями развития (Приложение 1) 2.2. Организация и формы взаимодействия с родителями 2023-2024учебный год (Приложение 2) 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Структура организации образовательного процесса: Образовательные задачи решаются через различные формы организации образовательного процесса детей: - индивидуальные занятия - в ходе режимных моментов - в совместной деятельности с педагогом (специалистом) ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 11 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 - в самостоятельной деятельности детей - в совместной деятельности с семьей Коррекционно-развивающая работа График работы учителя-дефектолога на 2023-2024 учебный год (Приложение 3) График организации образовательного процесса Сроки проведения 3-4 недели сентября октябрь - май 2 -3 недели мая Содержание коррекционной работы Педагогическое обследование детей с целью установления «актуального уровня развития» и установления «зоны ближайшего развития» Заполнение карт развития ребенка Разработка индивидуальной программы коррекционного развития (ИПКР) Индивидуальные занятия с детьми Педагогическое обследование детей с целью анализа годовой динамики развития Заполнение карт развития ребенка, документации Методы организации коррекционно-развивающей работы словесные словесное описание словесная инструкция беседа, рассказ, чтение и др. Методы обучения наглядные показ образца жестовая инструкция показ способа действий наблюдение обследование предметов окружающего мира показ картинок и др. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) практические совместные действия организация детской деятельности музыкальноритмические движения (дидактические игры, упражнения, музыкально12 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 дидактические игры и др.) Реализуемые образовательные технологии Коррекционно-образовательные технологии - личностно-ориентированные технологии; - технология совместно-разделенной деятельности - игровые технологии; - здоровьесберегающие технологии; 3.2. Условия реализации Программы Психолого-педагогические условия коррекционно-развивающая направленность воспитания и обучения, способствующая гармоничному развитию ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития, формированию компенсаторных механизмов, коррекции психических отклонений в развитии; учёт образовательных потребностей каждого ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального состояния ребенка; обеспечение оптимального, гибкого режима учебных нагрузок; создание оптимальной образовательной среды для реализации потенциальных психических возможностей, сохранения и укрепления здоровья детей с тяжелыми множественными нарушениями развития; комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка; разработка индивидуальной программы коррекционного развития ребенка; вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс; Материально-техническое оснащение образовательного процесса Специальное оборудование Специальное оборудование: кресла-коляски, стульчики, вертикализатор, ходунки; Оборудование и дидактический материал: маты, игровой модуль, мячи разных размеров, палатка, фланелеграф, мольберт, книжная полка, ширма; Кабинет учителя-дефектолога содержит: -Фотоальбомы, иллюстративный материал, предметные и сюжетные картинки по темам, разрезные картинки, картинки с вкладышами, пазлы; -Тактильные ощущения и восприятия: пальчиковый бассейн, коробки со всякой всячиной (предметы разной фактуры, тяжести), природный материал, материалы для игр с водой, песком; ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 13 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 -Зрительные ощущения и восприятия: фонарики, светящиеся палочки, гирлянды, игрушки ярких цветов; -Слуховые ощущения и восприятия: колокольчики, погремушки, звучащие игрушки, шумящие баночки, наполненные горохом, рисом, фасолью, аудиозаписи; -Кинестетические ощущения и восприятия: шнуровки, мягкий конструктор, крупные и мелкие кубики, бусы различной величины, вкладыши, «почтовый ящик», прищепки и другое; Создание развивающей предметно-пространственной среды на 2023-2024 учебный год (Приложение 4) 3.3 Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы Продолжительность непрерывной непосредственно-образовательной деятельности для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работа дошкольных организациях» и зависит от индивидуальных психофизических особенностей и возможностей каждого ребенка. Все коррекционно-развивающие занятия осуществляются преимущественно в утреннее время. Занятия проводятся учителем-дефектологом в соответствии с рекомендациями заключения ТПМПК, расписанием и режимом дня. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 Возраст детей Продолжительность одной формы НОД, занятия Максимально допустимый объем образовательной нагрузки (в день) в первую половину дня Максимально допустимый объем образовательной нагрузки (в день) во вторую половину дня Перерывы между формами НОД С 3 до 4 не более 15 минут лет С 4 до 5 не более 20 минут лет С 5 до 6 не более 25 минут лет С 6 до не более 30 минут 7(8) лет Примечание: Не более 30 минут Не более 40 минут Не более 45 минут Не более 1 часа 30 минут - Не менее 10 минут Не менее 10 минут Не менее 10 минут Не менее 10 минут ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) Не более 25 минут Не более 30 минут 14 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 Учитывая состояние здоровья, тяжесть нарушения, устойчивость к физическим и сенсорным нагрузкам детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, занятия проводятся в щадящем режиме, при котором продолжительность целенаправленного педагогического воздействия составляет 5-15 минут. 3.4. Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, ЭОР и др.) Основные программы «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования» Педагогические технологии, методические пособия 1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии». СПб: Изд-во «СОЮЗ», 2002. 2. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития». – СПб: изд.- во «СОЮЗ», 2001. 3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Развитие речи начинаем говорить. От 0 до 3 лет. СПб, «Паритет» 2003. 4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Развитие общеречевых навыков. Чтобы чисто говорить, надо… от 0 до 3 лет. СПб: «Паритет», 2003. 5. Диагностика-развитие-коррекция» Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью/ Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н.Д. Соколова – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2012. 6. Игры и упражнения для детей с тяжелыми нарушениями слуха и зрения: сборник игр для педагогов и родителей: практич. пособие / авт.-сост. Л.А. Головчиц, Л.И. Кириллова, А.В. Кроткова, Е. Л. Андреева, Т.Ю. Сироткина. — М.: ИНФРА-М, 2018. 7. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: книга для педагогов, под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. -М.Полиграф сервис, 2002. 8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. 9. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка» в ясельной группе детского сада. -Воронеж: ИП Лакоценина 10.Левченко И.Ю. Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М.:2001. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 15 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 11.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. М: «Владос», 2006 12.Стребелева Е.А. Методическое пособие «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» 13.Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта». – М: «ВЛАДОС», 2001. 14. Шипицына Л.М. Защиринская О.В. «Азбука общения» Программа направлена на развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками - СПб «Детство-Прогресс» 1998. 15. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» 2009. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 16 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 Приложение 1 Содержание коррекционно-образовательной работы с детьми тяжелыми множественными нарушениями развития Период формирования ориентировочно-поисковой активности Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие (ручная моторика) Основные задачи работы с детьми -формирования привычки к внешнему воздействию и стимуляции потребности во впечатлениях и активности путем кратковременного воздействия сенсорных стимулов высокой интенсивности на различные анализаторы; - формирование умения фиксировать внимание и направлять голову и взгляд в сторону лица педагогического работника при непосредственной тактильной стимуляции; - изменение положения ребенка в пространстве для формирования привычки к переменам в окружающей среде; - создание условий для формирования у ребенка ответных реакций на любое воздействие со стороны родителей (законных представителей), педагогического работника; -формирование потребности в контакте с родителями (законными представителями), педагогическим работником - развитие направленных и содружественных движений рук с целью познания близкого пространства и предметов; - развитие умения совершать изолированные движения пальцами; - формирование потребности в поиске игрушки, ощупывающих движений ладоней рук и пальцев. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 17 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 Познавательное развитие -стимуляция к поиску сенсорного стимула за счет выполнения движений головы, поисковых движений глаз, поисковых движений руки, локализации зоны его воздействия (накопление опыта ощущений); - создание условий для развития зрительных реакций: фиксация взгляда, длительное прослеживание взором за двигающейся игрушкой в различных направлениях, рассматривание или изучение предметов взглядом; -формирование навыка направления головы и взгляда в сторону и место возникновения тактильных или вибрационных ощущений при внешнем воздействии на определенную зону тела; -стимулирование захвата предметов рукой с поворотом головы и направлением взгляда в место ее расположения (размер игрушки должен соответствовать возможностям ребенка); - формирование интереса к звукам высокой и средней громкости, к громкому голосу педагогического работника с постепенным удалением источника от уха; -формирование реакций сосредоточения в момент случайного извлечения ребенком звука из висящей над ним игрушки; - развитие слуховых ориентировочных реакций на разные акустические стимулы - формирование захвата вложенной в руку игрушки, выполнения движений рукой с целью извлечения звука, ощупывание как исследование ее свойств; -развитие умения ощупывать пальцами предмет, вложенный в руку педагогического работника, затем самостоятельно захватывать и удерживать как основы осязания; -формирование интереса и социальных ответов на воздействие различных сенсорных стимулов. Речевое развитие -формирование моторной готовности к непроизвольному воспроизведению артикуляционных поз и элементарной речевой коммуникации; - стимуляция голосовой активности путем пассивной гимнастики; -формирование невербальных средств общения; ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 18 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 - стимуляция восприятия голоса педагогического работника на тактильновибрационной основе; - стимулирование внимания ребенка к речи педагогического работника, изменениям интонации и силы голоса. Период формирования предметных действий Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Основные задачи работы с детьми -поддержание устойчивого интереса к окружающим сенсорным стимулам, предметам среды и происходящему вокруг; -формирование умения исследовать близко расположенное пространство ощупывающими движениями рук, согласовывая их между собой, а также с помощью зрения (при снижении); -совершенствование положительного эмоционального ответа на появление близкого взрослого, эмоциональное общение с ним; -формирование интереса к совместным действиям с новым взрослым (педагогом) в процессе осуществления режимных моментов, бытовых и игровых ситуаций; -формирование умения реагировать на свое имя; -использование для общения невербальных средств (жестов, совместно-разделенной деятельности, системы альтернативной коммуникации «календарь», предметноигрового взаимодействия); -формирование социальных способов эмоционально-положительного общения с матерью (ухаживающим взрослым); -увеличение продолжительности и расширение социальных способов зрительного и тактильного взаимодействия с близкими людьми, в том числе указательного жеста рукой. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 19 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 Физическое развитие (ручная моторика) Познавательное развитие -формирование согласованных движений рук, закрепление умения захватывать предметы, удерживать их, противопоставлять большой палец всем остальным, осуществлять исследовательские движения пальцами рук, выполнять различные по сложности социальные действия с игрушками (манипуляторные, специфические, орудийные и простые игровые); -создание условий для перекладывания игрушек из одной руки в другую, увеличение зрительного или перцептивного контроля; -развитие длительного сенсорного сосредоточения на предметах, находящихся рядом и на удалении от него; -формирование умения сосредотачивать внимание на неречевых звуках повышенной громкости (барабан, бубен, дудочка, колокольчик, трещотка, колотушка, металлофон) и речевых сигналах обычной громкости и произносимые шёпотом (папапапа, пупупупуу, ааааа, пипипипи) с постепенным увеличением расстоянии до уха от источника звука; -формирование умения осуществлять ориентировку на источник звука и определять на слух его направление при расположении справа — слева — сзади — спереди; -поддерживать стремление и навык использования движений при выполнении социальных действий с предметами, изучения и ориентировки в окружающей среде; -создание условий для развития у ребенка восприятия с опорой на сохранные анализаторы, при подкреплении тактильными, вибрационными и обонятельными ощущениями; -формирование эмоционального отклика и социального поведения на изменение тембра, интонации голоса взрослого (от ласкового обращения до строгого, от громкого звучания голоса до шепота); -формирование навыка узнавания и различения звуков окружающей среды достаточной громкости; ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 20 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 -увеличение продолжительности и качества действий с предметами (манипулятивных, специфических и орудийных), осуществляемых под контролем зрительным или тактильных/перцептивных ощущений; -расширение объема памяти за счет выполнения различных социальных действий с двумя близко расположенными игрушками; -формирование умения осуществлять различные социальные действия с одним предметом, одинаковые действия с разными предметами путем осуществления практических проб или перебора вариантов, за счет исключения нерезультативных; -формирование умения брать предметы с поверхности, используя различные захваты в зависимости от формы и величины (ладонный, щипковый, пинцентный и др.); -формирование навыка узнавания речевых образцов, неречевых звуков, контуров предметов; -развитие и накопление чувственного опыта за счет регулярного взаимодействия с предметами окружающего мира, действия с ними, общения с близкими; -создание условий для накопления ребенком опыта практических действий с дискретными (предметы, игрушки) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами; -формирование умений обследовать лица близких взрослых, узнавать знакомые контуры, обследовать себя, при отсутствии выраженных нарушений зрения – узнавать себя в зеркале; -формирование поискового поведения при исчезновении сенсорных стимулов из поля восприятия; -развитие зрительно-моторной координации; -формирование навыка отраженного повторения простого моторного акта или социального действия с предметом после его выполнения в совместной со взрослым деятельности, т.е. развитие имитации. Речевое развитие -привлечение внимания к партнеру по общению; -активизация и поддержание речевых звуков в момент контакта ребенка с близким взрослым, при выполнении гимнастики и действий с игрушками; ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 21 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 -формирования потребности использования руки как средства коммуникации; -формирование тактильно-вибрационного восприятия голоса другого человека; -формирование умения различать интонации взрослых, подкрепляя это соответствующей мимикой, звуком; -формирование навыка нахождения предмета, выполнения действия с ним или изменения поведения по речевому или тактильному обращению взрослого; -формирование умения оказывать влияние на поведение взрослых с помощью интонированных звуков речи, мимики, социальных жестов; -развитие умения отраженно за взрослым повторять знакомые и новые речевые звуки, слоги; -формирование навыка согласования движений со словом в знакомых эмоциальноподвижных играх, выполнения движений с речевым сопровождением в хорошо известной игровой ситуации (по памяти); -стимуляция развития лепета как важного компонента речевого развития; -развитие умения реагировать (прислушиваться) к разным интонациям разговаривающего с ребенком взрослого; -формирование умения называть предмет в доступной коммуникативной форме. Период формирования предметной деятельности Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Основные задачи работы с детьми -поддержание интереса ребенка к взаимодействию с взрослым в процессе эмоционального общения, осуществления режимных моментов, бытовых и игровых ситуаций и совместных предметно-игровых действий; -увеличение продолжительности сотрудничества и навыка подражания действиям взрослого с предметами; -обучение выполнению цепочки последовательных действий с предметами по подражанию; ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 22 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 -формирование умения откликаться на свое имя, радоваться похвале и огорчаться запрету; -формирование понимания значения социального жеста, показанного взрослым в устно-жестовой форме; -развитие умения ребенка менять свое поведение по требованию взрослого и согласовывать свои действия с его действиями; -формирование указательного жеста, в том числе указание на себя рукой как предпосылка осознания себя; -поддержка интереса к совместным действиям со сверстником в ситуации, организованной взрослым (внимание, направленное на сверстника, положительное эмоциональное отношение к нему, инициативные действия положительного характера, направленные на сверстника); -обучение ориентировке в окружающем за счет анализа ощущений, полученных с различных анализаторов, в том числе с поверхности руки и кончиков пальцев; -обучение ориентировке в собственном теле и лице взрослого за счет осуществления исследовательских движений рук, в том числе умение находить определённую часть тела/лица на себе, близком, игрушке; -стимуляция появления чувства удовлетворения при достижении ожидаемого результата, похвале со стороны взрослого. Физическое развитие (ручная моторика) - формирование навыка использования физических и двигательных возможностей для влияния на ситуацию, при выполнении действии с предметами, в том числе в ходе продуктивной и игровой деятельности; -формирование навыка выполнения содружественных и изолированных ритмичных движений (ногами, руками, головой, телом), согласования движений с движениями взрослого и музыкальным ритмом; -формирование умения действовать двумя руками, одной рукой, выполнять точные координированные движения пальцами рук, выбирать удобное положение руки для орудийного и предметного действия, продуктивной и игровой деятельности; ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 23 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 -совершенствование координации и точности движений рук, обучение сложным социальным движениям: перелистывание, нажимание пальцами, кручение, нанизывание, закрывание и т.д.; Познавательное развитие - формирование умения обследовать предмет доступными способами; -усвоение ребенком функционального назначения предмета; -формирование умения учитывать свойства и назначение предмета при выполнении игровых действий и предметной деятельности; -формирование умения сравнивать одну группу предметов с другой методом сопоставления (последовательно подкладывая один предмет к другому); -формирование умения узнавать звучание игрушек при выборе из 3-4 (при выраженных нарушениях слуха – из 2-3); -формирование умения узнавать бытовые шумы; -формирование умения узнавать звук музыкальных инструментов (барабан, бубен, металлофон, гармоника, дудка, свисток); -формирование умения узнавать голоса близких взрослых, интонацию, односложные просьбы и обращение по имени (для детей с нарушениями слуха в индивидуальных слуховых аппаратах и без них); -осуществление выбора предмета и самостоятельное выполнение ребенком результативной последовательности действий для достижения намеченной цели; -развитие умения планировать деятельность, самостоятельно ее реализовывать, подводить итог и давать оценку результату; -развитие подражания цепочке социальных действий и формирование осознания их смысловой последовательности, навыка осмысленного выполнения, умения реализовывать их по памяти; -формирование осознания объективных отношений, существующих между предметами; -формирование умения осуществлять ориентировку в свойствах и качествах предмета, за счет переработки тактильной информации; ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 24 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 Речевое развитие -совершенствование понимания взаимосвязи между реальными предметами, их свойствами и назначением, действиями с ними и их обозначением; -формирование практической ориентировки на внешний признак предметов, осознание разницы между предметами путем их обследования доступными способами; -формирование умения группировать по форме (куклы и машинки; шарики и кубики); -формирование навыка воссоздания целого предмета из его частей путем практических проб и ориентировки на образ предмета; -овладение навыком воздействия предметом на предмет, выполнения орудийных действий; -совершенствование навыка осязательного обследования при ориентировке в пространстве; -развитие умения различать и сопоставлять некоторые свойства предметов путем ориентировки на свои перцептивные ощущения (по температуре, фактуре поверхности и свойствам материала); -развитие умения узнавать предметы по фактуре, форме и звукам, которые они издают при действии с ними (знакомые предметы обихода); -формирование умения различать голоса окружающих людей (мама, воспитатель, помощник воспитателя, медсестра и др.) доступной громкости; -формирование умения использовать обоняние для ориентировки в пространстве (запах столовой, медкабинета); -развитие зрительной ориентировки на внешний вид знакомых предметов (использование остаточного зрения), формирование умения воспринимать хорошо знакомые предметы в контрастном цветовом изображении (при наличии остаточного зрения). -развитие невербальных средств коммуникации: увеличение числа социальных жестов и мимических проявлений; -формирование умения изменять поведение в соответствии с обращением взрослого; -привлечение внимания к речевому обращению взрослого; ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 25 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 -стимулирование звукоподражания и копирования речевых образцов, а также их ситуативного использования; -стимулирование элементарных речевых реакций; -формирование умения называть предмет в доступной коммуникативной форме в различных жизненных ситуациях; -формирование умения соотносить предмет с его изображением (картинкой, барельефом); -развитие навыка информирования о своем состоянии и потребностях доступными способами коммуникации; -формирование понимания односложных и двусложных устно-жестовых инструкций; -развитие слухового восприятия с использованием различных технических и игровых средств; -развитие умения пользоваться движениями рук и пальцев как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами; -поддержка желания речевого общения; -стимуляция произношения голосом нормальной силы, высоты и тембра; -увеличение количества регулярно произносимых речевых звуков; -обучение обозначению предмета и его изображения словом; -знакомство с различными типами конструкторов и техникой их использования, способом соединения деталей; Художественно-эстетическое развитие (элементарное конструирование) -формирование умения узнавать объекты, выполненные с помощью деталей конструктора, и сравнивать их с реальными объектами, называть основные элементы доступным коммуникативным способом; -формирование умения выполнять постройку из 1-3 деталей по образцу; -формирование умения последовательно выполнять постройку из 2-3 деталей по подражанию действиям взрослого; ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 26 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 -формирование умения использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств за счет ориентировки на их сенсорные характеристики и свойства. Период формирования познавательной деятельности Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Основные задачи работы с детьми -расширение средств социальной коммуникации со взрослыми и детьми; -обеспечение определенной степени самостоятельности при выполнении знакомой деятельности и ориентировки в окружающем; -развитие интереса к совместным играм с детьми, обучение согласованию своих действий с действиями партнёра; -совершенствование доступных способов коммуникации, расширение пассивного и активного словарей, привлечение внимания к речевому обращению взрослого; -стимулировать речевое общение для сообщения о своих желаниях, самочувствии и эмоциональном состоянии (радость, грусть, обида, удивление); -увеличение длительности и качества внимания за предметно-игровыми действиями взрослого, обучение воспроизведению их по подражанию и показу; -формирование навыка ориентировки на плоскости листа, пространстве фланелеграфа, прибора «Школьник», в книге при рассматривании иллюстраций; -формирование ориентировки во времени, осознания и запоминания последовательности событий, связи событий со временем и отражение этих сведений в доступной коммуникативной форме; -развитие представления о себе: знание имени, фамилии, пола, личных качеств и интересов; -формирование умения моделировать ситуации из личной жизни в игре. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 27 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 Физическое развитие (ручная моторика) Познавательное развитие -формирование умения выполнять изолированные движения кистью и пальцами рук согласно инструкции, подкреплённой образцом: стучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки; ставить руку на ребро, сгибать пальцы в кулак, выпрямлять, класть руку на ладонь другой руки; фиксировать одной рукой запястье другой, тереть ладони друг о друга; стучать ладонью по столу; соединять концевые фаланги выпрямленных пальцев рук ("домик"); соединить лучезапястные суставы, кисти разогнуть, пальцы отвести ("корзиночка") и др. -закрепление навыка и формирование привычки удерживать правильную позу и положение руки при обследовании предметов и ориентировке в пространстве; -создание предметно-развивающей среды для продолжительной продуктивной самостоятельной игры-исследования; -развитие навыка ориентировки на свойства предметов, различения и объединения в группы согласно одному сенсорному признаку; -использование сохранных анализаторов для ориентировки в пространстве; -совершенствование различения на слух речевых/неречевых звуков и их отраженному повторению путем подражания; -совершенствование качества целенаправленных предметно-орудийных действий в процессе выполнения игровой и продуктивной деятельности; -использование накопленного практического опыта для ориентировки во внешних признаках предметов (цвет, форма, размер и количество); -формирование умения дифференцировать предметы по функциональному назначению; - формирование практических способов ориентировки (пробы, примеривание -формировать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров – по длине, ширине, высоте, величине; -формирование умения выделять и группировать предметы по заданному признаку; -формировать умение выделять 1, 2 и много предметов из группы; ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 28 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 -формировать умение сопоставлять равные по количеству множества предметов: «одинаково»; -формирование умения сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами в пределах двух без пересчета; -обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности; -развитие навыка ориентировки в помещениях и их взаимном расположении (раздевалка, игровая комната, спальня, туалет, площадка группы), обозначение помещений доступным коммуникативным способом; -совершенствовать умение узнавать и обозначать доступным коммуникативным способом предметы в знакомом пространстве (дом, квартира, группа); -учить выполнению движений путем ориентировки «от себя», расположению игрушек и других предметов в ближайшем пространстве вокруг себя справа-слева, вверху-внизу, впереди-позади; -развитие умения сообщать доступным коммуникативным способом о том, что происходит вокруг и где он находится, что делает; -формирование умения ориентироваться в пространстве и частях предмета путем ориентировки от другого человека; -формирование умения определять и устанавливать взаимосвязи между пространственным положением предметов в помещении: шкаф, кровать, игрушки; совершенствование чувствительности и восприятия, способности анализа и ориентировки на ощущения, полученные с сохранных анализаторов; -обучение ориентировке на плоскости листа, расположению предметов в пространстве изначально ориентируясь от положения собственного тела «от себя», а затем исходя из положения другого человека; -обучение конструированию, рисуночной деятельности и моделированию путем ориентировки на основные пространственные направления: вверх, низ, слева и справа; -развитие подражания новым простым схемам действий; ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 29 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 -развитие навыка достижения поставленной цели путем ориентировки в ситуации, выбора и воспроизведения результативной последовательности действий по памяти, при затруднении использование метода целенаправленных практических и поисковых проб; -воссоздание знакомых реальных предметов в виде конструкций и моделей из 2-4 частей (при наличии остаточного зрения); Знания о себе и об окружающем мире -создание условий для формирования целостной картины мира; -формирование ориентировки во времени: ночь, день, светло-темно, вчера, сегодня, завтра, было, сейчас, будет, тепло-холодно, зима, лето; -формирование умения наблюдать за изменениями в природе и погоде. Речевое развитие -развитие символической конкретной коммуникации: умение пользоваться звукоподражаниями, естественными жестами, предметами-символами, картинками; -развитие умения понимать и выполнять простые устно-жестовые инструкции; -стимулирование потребности использовать при общении со взрослым или другим ребенком не только невербальные средства, но и речевые высказывания: отдельные слова, словосочетания, фразы из 2-3 слов; -формирование умения высказывать свои просьбы и желания простыми фразами в доступной коммуникативной форме; -развитие понимания речи и умения выполнять действия по речевой (устной, письменной) инструкции: принеси игрушки в комнату, вымой руки мылом, положи книгу в шкаф, собери карандаши в коробку, положи бумагу на стол; -формирование умения при общении использовать местоимение «я»; -различение и воспроизведение громкости звучания: слоги, слова, фразы, произносимые тихо и громко; музыкальные инструменты – барабан, пианино, бубен; игра с игрушками с произнесением слогосочетаний; -различение на слух и опознавание при выборе из 10 полных слов, словосочетаний и фраз; ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 30 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 -различение на слух и воспроизведение высоких и низких звуков (источник звука: пианино, дудка, гармоника, голос – звуки и слоги, произносимые высоким и низким голосом); -различение на слух и воспроизведение количества звучаний в пределах 4; -определение на слух направления звука, источник которого расположен справа — слева — сзади — спереди, и узнавание источника звука; -формирование навыка диалоговой речи, умения задавать и отвечать на вопросы (Что это? Кто это? Где мяч? Что делает?), в том числе более сложные (Какого цвета? Какой формы? Что с ним делают?); -обучение словесному обозначению сторон фланелеграфа и/или листа бумаги: верхняя, нижняя, левая, правая, стимулирование регулярного использования названий в деятельности; -обучение обозначению расположения частей своего тела: правая рука/нога, левая рука/нога, голова вверху, ноги внизу, грудь спереди, спина сзади; -обучение обозначению своего движения: я иду направо, я иду налево, я иду наверх, я иду вниз; - развитие повествовательной функции речи, формирование умения составлять сообщение о себе, своих занятиях, близких людях; -формирование умения описывать предметы (животных) с указанием цвета, формы, величины, материала, назначения и других признаков в доступной коммуникативной форме. Художественно-эстетическое развитие (элементарное конструирование) -развитие ориентировки в пространстве и знакомство с понятиями: слева, справа, над/под, дальше, ближе; -знакомство со свойствами и возможностями природных материалов, обучение изготовлению из них поделок с учетом их свойств; -формирование умения соотносить выполненную постройку с реальным объектом; -формирование умения выполнять постройки, ориентируясь на образец; ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 31 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 -формирование умения выполнять постройки по инструкции взрослого, предъявленной в доступной коммуникативной форме; -развитие умения выполнять коллективную постройку и использовать ее в игре. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 32 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 Приложение 2 3.1. Организация и формы взаимодействия с родителями 2023-2024- учебный год месяц Сентябрь Октябрь Формы работы Индивидуальное консультирование Родительское собрание Индивидуальное консультирование темы «Комплексное сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» Особенности психофизиологического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Результаты первичного диагностического обследования детей». Преодолеваем трудности вместе. Оказание педагогической помощи родителям: решение вопросов воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии, трудности, успехи детей, поведенческие особенности ребенка и т.д.» Ноябрь Беседы-консультации Декабрь Индивидуальное консультирование Обучение родителей элементарным методам педагогической коррекции Январь Родительское собрание Особенности динамики развития каждого ребенка в условиях специализированной группы» Повышение педагогической грамотности родителей ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 33 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 Февраль «Почта доверия» Март Информационная папка Апрель Индивидуальное консультирование май Родительское собрание Сбор вопросов, пожеланий и советов по разнообразным аспектам воспитания, обучения, коррекции и развития детей и др. Рекомендации учителя-дефектолога Обучение родителей педагогическим технологиям коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей Результативность работы за год. Рекомендации на летний период. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 34 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 Приложение 3 График работы учителя-дефектолога Машининой О.О ГБДОУ детский сад №45 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга на 2023-2024 учебный год Дни недели Понедельн ик Вторник Регламентирован ная деятельность. Индивидуальные занятия. 9.00-12.30 гр. сд1 гр. ода 1 9.00-12.30 гр. сд1 гр. ода 1 Методическая деятельность Работа с родителями. 12.30-13.00 (оформление документации, планирование образовательной деятельности, подготовка дидактического материала) 12.30-13.00 (оформление документации, планирование образовательной деятельности, подготовка дидактического материала) Всего часов. 4 часа 4 часа Среда 15.00-18.00 гр. сд1 гр. ода 1 Четверг 9.00-12.30 гр. сд1 гр. ода 1 12.30-13.00 (оформление документации, планирование образовательной деятельности, подготовка дидактического материала) 4 часа Пятница 9.00-12.30 гр. сд1 гр. ода 1 12.30-13.00 (оформление документации, планирование образовательной деятельности, подготовка дидактического материала) 4 час Всего 20 часов в неделю 14.00-15.00 работа с педагогами (консультации, беседы). 17.00-18.00 ( индивидуальное консультирование, беседы, рекомендации). ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) 4 часа 35 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 Приложение 4 Создание развивающей предметно-пространственной среды на 2023- 2024 учебный год Формы организации Образовательная (уголки, центры, область пространства и др.) Познавательное развитие Речевое развитие Центр познание Содержание Срок (месяц) Пополнение, обновление диагностического материала для сентябрь проведения педагогического обследования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития Центр речевого развития Подбор иллюстративного и наглядного материала (предметные картинки) по всем лексическим темам октябрь Центр познание Подбор материалов для тактильных ощущений и восприятия: ящик всякой всячины (предметы различной фактуры, тяжести, упругости, целые и состоящие из отдельных частей) Подбор материалов для слуховых ощущений и восприятия: магнитофонные записи со звучанием дождя, ветра, голоса птиц, животных и др. (соответствующие картинки) ноябрь Познавательное развитие Познавательное развитие Обогащение (пополнение) развивающей предметно-пространственной среды группы Центр познание ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) декабрь 36 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00 Познавательное развитие Центр познание Подбор материалов для кинестетических ощущений и восприятия: «шнуровки», «мягкий конструктор», «вкладыши», «почтовый ящик», «стукалочки» и др. Подбор материалов для зрительных ощущений и восприятия: игрушки ярких цветов январь Познавательное развитие Центр познание Познавательное развитие Центр познание Пополнение картотеки игр на развитие психических процессов март Познавательное развитие Центр познания Развиваем пальчики-развиваем речь (пополнение материала на развитие мелкой моторики) апрель Речевое развитие Центр речевого развития Подбор и размещение материала для информационных стендов (Информация для родителей) май ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, ЗАВЕДУЮЩИЙ 23.01.24 19:30 (MSK) февраль 37 Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00