Рабочая программа для детей с ТМНР дефектолога Машининой О.О

ПРИНЯТО
Педагогический совет
Протокол № 1 от 31.08.2023

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ № 45
______________ Е.Д.Спичак
Приказ № 113 п.2 от 31.08.2023

Рабочая программа
Учителя-дефектолога
Машининой Ольги Олеговны
для детей группы ТМНР№ 1
Государственного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 45
комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга
на 2023 – 2024 учебный год

Санкт-Петербург
2023 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Содержание Рабочей программы
№
п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2.
3
3.1
3.2

3.3
3.4.
3.5

Стр.

Название материала
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цель, задачи и принципы рабочей программы
Психолого-педагогическая
характеристика
детей
с
тяжелыми множественными нарушениями развития
Целевые ориентиры
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание коррекционно-образовательной работы с
детьми тяжелыми множественными нарушениями развития
Организация и формы взаимодействия с родителями 20232024 учебный год
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Структура организации образовательного процесса
Условия реализации Программы:
Психолого-педагогические условия
Материально-технические (специальное) оборудование
Создание развивающей предметно-пространственной
среды
Максимально допустимая образовательная нагрузка
воспитанников группы
Методическое обеспечение образовательной деятельности
(список литературы, ЭОР и др.)
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

3
3-4
4-7
7-8
8-11
11
11
11
11
11-13
13-14

14-15
15-16
17
17-32
33-34
35
36-37

2

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учителя-дефектолога является локальным актом
ГБДОУ детский сад № 45 комбинированного вида Приморского района СанктПетербурга, разработанным в соответствии с законами РФ:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен
Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] (Актуальный закон в редакции от
29.12.2017).
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» [принят Государственной Думой 20
июля 1995 г.: одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 г.] (Актуальный
закон в редакции от 29.12.2017).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте
России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
4. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. № 1022, зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской
Федерации 27.01.2023 регистрационный № 72149);
5. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3648-20).
6. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания (СанПин
1.2.3685-21 зарегистрированный в Минюсте России 29.01.2021 № 62296)
7. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении
ФГОС ОВЗ».
8. Устав Государственного бюджетного образовательного учреждение
дошкольного образования детский сад № 45 комбинированного вида
Приморского района.
Рабочая программа учителя-дефектолога составлена на основе
Адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

3

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

1.2. Цель, задачи и принципы формирования рабочей программы:
Цель программы - построение системы коррекционно-развивающей
работы в группе для детей с тяжелыми множественными нарушениями
развития, учитывающей особые потребности обучающихся, индивидуальные
особенности их развития, состояния здоровья и последовательной
социализации в обществе.
Задачи:
 реализация содержания АОП ДО;
 коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с
ТМНР;
 охрана и укрепление физического и психического здоровья
обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, в
том числе их эмоционального благополучия;
 обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка
с ТМНР в период дошкольного образования независимо от места
проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
 создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с
тяжелыми множественными нарушениями развития, как субъекта
отношений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми;
 объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества;
 формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития
обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития,
образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления
здоровья, обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями
развития;
Принципы формирования рабочей программы:
 поддержка разнообразия детства
 сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в
общем развитии человека
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

4

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

 позитивная социализация ребенка
 личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
педагогических работников и родителей (законных представителей),
педагогических и иных работников Организации) и обучающихся
 содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических
работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений
 сотрудничество Организации с семьей
 возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает
подбор образовательными организациями содержания и методов
дошкольного
образования
в
соответствии
с
возрастными
особенностями обучающихся.
Специфические принципы и подходы к АОП ДО для обучающихся с
ТМНР:
 положение ведущей роли социальных условий среды и социальной
ситуации развития для всех динамических изменений, происходящих в
психическом развитии ребенка на любом возрастном этапе, когда
социальные факторы рассматриваются как основные детерминанты
детского развития
 теория комплексного сенсорного воздействия, за счет использования
специальных технических средств, методов и приемов для раздражения
проводящих путей, чувствительных областей коры головного мозга и
формирования межнейронных связей как основы развития высших
психических функций.
 теория деятельности с акцентом на ориентировочную и поисковоисследовательскую деятельность, в процессе которой формируется
восприятие и осваиваются социальные способы действий с предметами,
закладывается системная и полисенсорная основа познания.
 принцип комплексного воздействия, то есть научно-обоснованное
сочетание коррекционно-педагогической помощи в образовании
обучающихся с ТМНР и медицинских мероприятий в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида
(далее - ИПРА).
 принцип единства диагностики и содержания коррекционнопедагогической помощи в образовании обучающихся с ТМНР, когда
основой содержания коррекционно-педагогической помощи становятся
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

5

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

результаты всестороннего
физического развития.

анализа

состояния

психического

и

 этиопатогенетический принцип, при котором форма, методы и
содержание коррекционно-педагогической работы подбираются с
учетом этиологии (причины), патогенеза (механизмов), тяжести и
структуры нарушений здоровья и психофизического развития ребенка.
 принцип эмоциональной насыщенности и коммуникативной
направленности, означающий, что коррекционно-развивающая работа
должна быть ориентирована на закономерности коммуникативного
процесса; освоение средств общения для многих обучающихся со
сложными нарушениями предполагает использование разнообразных
невербальных и вербальных средств с постепенным усложнением
различных форм символизации - от реальных предметов к предметамсимволам, картинкам или барельефам, естественным и специальным
жестам, табличкам с написанными словами и фразами, устной,
дактильной речи.
 принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования,
когда специальные средства, методы и приемы обучения используются
как для формирования у обучающихся с ТМНР новых более
совершенных психологических достижений, механизмов компенсации,
так и для развития функциональных возможностей анализаторов,
коррекции нарушений поведения.
 положение о совместно-разделенной деятельности педагогического
работника и ребенка с ТМНР, что предполагает последовательную смену
формы взаимодействия (при постепенной передаче инициативы от
педагогического работника к ребенку) от совместной деятельности к
совместно-разделенной, а затем самостоятельной деятельности ребенка
с помощью или под контролем педагогического работника.
 принцип социально-адаптирующей направленности образования
заключается в том, что коррекция и компенсация недостатков развития
рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как
средство обеспечения ребенку с ТМНР максимально возможной
самостоятельности и независимости в дальнейшей социальной жизни;
 принцип организованного взаимодействия с семьей предполагает, что
перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на
коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен
лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и
реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним,
поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

6

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

 принцип полноты содержания и интеграции отдельных образовательных
областей заключается в том, что деление Программы на
образовательные области не означает, что каждая образовательная
область осваивается ребенком отдельно, в форме изолированных
занятий по модели учебных предметов в школе. Содержание
образовательной деятельности в каждой области тесно связано с
другими областями. Такая организация образовательного процесса
соответствует особенностям развития обучающихся с ТМНР
дошкольного возраста;
 принцип единства развивающих, профилактических и коррекционных
задач в образовании ребенка с ТМНР.
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития – это дети, у
которых сочетаются два и более (сенсорное, двигательное, речевое,
интеллектуальное) первичных нарушений.
Первичные нарушения приводят к появлению сложной структуры вторичных
и третичных нарушений социальной природы, образуя специфический
феномен, проявляющийся в виде кумулятивного негативного влияния на все
сферы психического развития ребенка. Например, детский церебральный
паралич (ДЦП) с задержкой психического развития и нарушением зрения или
слабослышащие с детским церебральным параличом и др. В группе находятся
дети в возрасте от трех до восьми лет с детским церебральным параличом
(ДЦП) различной степени и сопутствующими расстройствами.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание, основным
клиническим симптомом которого является нарушение двигательных функций
(ДЦП разной формы и степени тяжести). Тяжесть двигательных нарушений
такова: от моторной неловкости до тяжелых опорно-двигательных нарушений.
Большинство детей самостоятельно не передвигаются, сидят в
специализированном инвалидном кресле и как следствие, полная или почти
полная зависимость от взрослого в передвижении, самообслуживании и
предметной деятельности. Нередко наблюдаются нарушения зрения или слуха
(а иногда и их сочетание). Тяжелые нарушения речи (дизартрия, алалия).
Повышенная судорожная готовность (эпилепсия). Могут присутствовать
также расстройства аутистического спектра (нарушение коммуникации,
социального поведения) и эмоционально-волевой сферы (нарушение
регуляции поведения и др.). Различные соматические заболевания также могут
влиять на развитие ребенка.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

7

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

По состоянию интеллекта дети со сложными нарушениями представляют
крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к
нормальному интеллект (задержка психического развития), у остальных
наблюдается умственная отсталость от легкой до тяжелой(глубокой)
степени.
Согласно психолого-педагогической информации и многолетнему
наблюдению за динамикой психического развития большого числа детей с
тяжелыми множественными нарушениями имеет место один из четырех
вариантов психического развития:
-последовательное формирование психологических достижений возраста в
медленном или крайне медленном темпе, при котором для перехода на новый
уровень психического развития ребенку требуется значительно больше
времени, чем при нормативном варианте развития;
-минимальный
темп
психического
развития,
когда
становление
психологических достижений, характерных для определённого возраста,
происходит очень медленно в течение нескольких лет;
-без динамики психического развития, когда новых уровней психического
развития не наблюдается и можно говорить о состоянии стагнации;
-регресс психического развития, при котором имеет место утрата ранее
приобретенных умений и навыков.
Таким образом, дети с тяжелыми множественными нарушениями развития,
представляют собой неоднородную по составу группу, которые нуждаются в
индивидуальном
коррекционно-развивающем
обучении,
развитию
потенциальных возможностей, формированию механизмов компенсации и
социальной адаптации.
1.4. Целевые ориентиры
Сложности точного прогноза возможной динамики и перспектив
психического развития детей не позволяют представить Целевые результаты
для определенного возрастного этапа. В связи с этим Целевые ориентиры
изложены по периодам обучения, что обеспечивает возможность
предоставления детям необходимого временного отрезка на усвоение
содержания Программы, преобразования «зоны ближайшего развития» в
актуальные достижения психики в индивидуальном для каждого темпе.
Целевые ориентиры периода формирования ориентировочно-поисковой
активности
Ребенок:
 способен проявлять поиск сенсорного стимула за счет движений головы,
поисковых движений глаз, поисковые движения руки, локализация
положения или зоны его воздействия;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

8

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

 при зрительном наблюдении за предметом проявляет реакции на
новизну и интереса к нему;
 при слуховом восприятии проявляет снижение количества
отрицательных эмоциональных реакций на звуки музыки;
 способен активно использовать осязательное восприятие для изучения
продуктов и выделения с целью дифференцировки приятно-неприятно;
 способен улыбаться и активизировать движения при воздействии
знакомых сенсорных стимулов (ласковая интонация речи,
произнесённая непосредственно у детского уха, стимулов высокой или
средней интенсивности);
 способен захватывать вложенную в руку игрушку, двигать рукой, в том
числе в сторону рта, обследовать губами и языком;
 выполняет мимические проявления и поведение при ощущении
комфорта и дискомфорта;
 проявляет активизацию навыков подражания взрослому – при передаче
эмоциональных мимических движений;
 использует
в
общении
непреднамеренной
несимволической
коммуникацией
Целевые ориентиры периода формирования предметных действий
Ребенок:
 способен проявлять продолжительное внимание и стойкий интерес к
внешним сенсорным стимулам, происходящему вокруг;
 способен тактильно обследовать (рассматривать) заинтересовавший
предмет;
 способен к появление нестойких представлений об окружающей
действительности
с
переживаниями
детей:
удовлетворениянеудовлетворения, приятного-неприятного;
 способен проявлять эмоционально положительный отклик на игры,
направленные на развитие сенсорной сферы;
 способен дифференцировать различные эмоциональные состояния и
правильно реагирует на них в процессе общения со взрослым по поводу
действий с игрушками
 выполняет сложные координированные моторные акты руками –
специфические манипуляции со знакомыми игрушками;
 выполняет навык подражания – отраженное повторение простого
моторного акта или социального действия с предметом после
выполнения в совместной деятельности со взрослым;
 способен узнавать знакомых людей, предметов, речевых обращений за
счет совершенствования восприятия и появления способности путем
анализа и преобразования ощущений, полученных с различных
анализаторов, осуществлять ориентировку в пространстве и ситуации;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

9

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

 способен использовать в общении преднамеренной несимволической
коммуникации;
 способен выражать свое отношение к ситуации в виде интонационно
окрашенной цепочки звуков речи (по подражанию и по памяти);
 способен понимать в ограниченном объеме (не более 5 слов, жестов или
перцептивных цепочек) взаимосвязи между знаком и действием, знаком
и предметом, умение выполнять действия или находить предмет путем
ориентировки на знаковый эталон, либо после демонстрации действия
взрослым.
Целевые ориентиры периода формирования предметной деятельности
Ребенок:
 выполняет точное копирование знакомой цепочки социальных действий
с предметом отраженно за взрослым (после выполнения в совместной
деятельности);
 способен усваивать смысл небольшого числа культурно-фиксированных
предметных действий и их цепочек с определенной социально
обусловленной закономерностью;
 способен ориентироваться в собственном теле, указывать части тела
доступным коммуникативным способом;
 способен осуществлять практическую ориентировку в свойствах
предметов (форма, величина, фактура) различать путем обследования
доступным способом;
 способен использовать метод практических проб и последовательного
применения ранее освоенных результативных действий для решения
ситуативной практической задачи;
 проявляет положительные эмоции при выполнении действий с
предметами и учебных действий во время вертикализации с поддержкой;
 способен соотносить изображение предмета с реальным образцом;
 способен изменять поведение и выполнять действия в зависимости от
жестового или речевого обращения взрослого;
 способен копировать социальных жестов, простых речевых образцов, в
том числе звуковой и слоговой последовательности, отраженно за
взрослым, применять их с учетом социального смысла;
 способен согласовывать свои действия с действиями других детей и
взрослых: начинать и заканчивать упражнения, соблюдать
предложенный темп;
 способен выражать свое настроение и потребности с помощью
различных мимических и пантомимических средств, дифференциации
эмоций в процессе предметно-практической деятельности;
 способен проявлять инициативу, желание общения, информировать о
своем состоянии и потребностях с помощью доступных средств
коммуникации;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

10

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

 проявляет потребность в отражении своего эмоционального опыта в
различных играх, игровых ситуациях, по просьбе взрослого, других
детей.
Целевые
ориентиры
периода
формирования
познавательной
деятельности
Ребенок:
 выполняет самостоятельный выбор результативной схемы деятельности
и поведения в зависимости от поставленной цели и внешних условий
среды;
 способен разрешить проблемную ситуацию и преодолеть препятствие,
игнорирование лишних предметов при выполнении задания;
 способен создавать изображение простого предмета, постройку по
образцу, по инструкции взрослого, предъявленной в доступной
коммуникативной форме;
 способен осознать себя, свои эмоции и желания, узнавать собственные
вещи, результаты продуктивной деятельности;
 способен применять накопленный перцептивный и практический опыт
для ориентировки во внешних признаках предметов (цвет, форма, размер
и количество);
 способен к общению, информирует о своем отношении к
происходящему доступным коммуникативным способом;
 способен выражать доступным коммуникативным способом просьбы,
оценки, отношения – я, ты, мой, моя, мое, хороший, плохой;
 использует в общении элементы символической абстрактной
коммуникации, отдельных абстрактных символов: слова, жесты,
схематические изображения;
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.

Содержание коррекционно-образовательной работы с детьми группы с
тяжелыми множественными нарушениями развития (Приложение 1)

2.2.

Организация и формы взаимодействия с родителями 2023-2024учебный год (Приложение 2)

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Структура организации образовательного процесса:
Образовательные задачи решаются через различные формы организации образовательного
процесса детей:

- индивидуальные занятия
- в ходе режимных моментов
- в совместной деятельности с педагогом (специалистом)

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

11

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

- в самостоятельной деятельности детей
- в совместной деятельности с семьей
Коррекционно-развивающая работа
График работы учителя-дефектолога на 2023-2024 учебный год (Приложение
3)
График организации образовательного процесса
Сроки проведения
3-4 недели сентября

октябрь - май
2 -3 недели мая

Содержание коррекционной
работы
Педагогическое обследование детей
с целью установления «актуального
уровня развития» и установления
«зоны ближайшего развития»
Заполнение карт развития ребенка
Разработка индивидуальной
программы коррекционного развития
(ИПКР)
Индивидуальные занятия с детьми
Педагогическое обследование детей с
целью анализа годовой динамики
развития
Заполнение карт развития ребенка,
документации

Методы организации коррекционно-развивающей работы
словесные
словесное описание
словесная инструкция
беседа, рассказ, чтение
и др.

Методы обучения
наглядные
показ образца
жестовая инструкция
показ способа действий
наблюдение
обследование
предметов
окружающего мира
показ картинок и др.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

практические
совместные действия
организация детской
деятельности
музыкальноритмические движения
(дидактические игры,
упражнения,
музыкально12

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

дидактические игры и
др.)
Реализуемые образовательные технологии
Коррекционно-образовательные технологии
- личностно-ориентированные технологии;
- технология совместно-разделенной деятельности
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;

3.2. Условия реализации Программы
Психолого-педагогические условия
 коррекционно-развивающая направленность воспитания и обучения,
способствующая гармоничному развитию ребенка с тяжелыми
множественными
нарушениями
развития,
формированию
компенсаторных механизмов, коррекции психических отклонений в
развитии;
 учёт образовательных потребностей каждого ребенка;
 соблюдение комфортного психоэмоционального состояния ребенка;
 обеспечение оптимального, гибкого режима учебных нагрузок;
 создание оптимальной образовательной среды для реализации
потенциальных психических возможностей, сохранения и укрепления
здоровья детей с тяжелыми множественными нарушениями развития;
 комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка;
 разработка индивидуальной программы коррекционного развития
ребенка;
 вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Специальное оборудование
Специальное оборудование: кресла-коляски, стульчики, вертикализатор,
ходунки;
Оборудование и дидактический материал: маты, игровой модуль, мячи разных
размеров, палатка, фланелеграф, мольберт, книжная полка, ширма;
Кабинет учителя-дефектолога содержит:
-Фотоальбомы, иллюстративный материал, предметные и сюжетные картинки
по темам, разрезные картинки, картинки с вкладышами, пазлы;
-Тактильные ощущения и восприятия: пальчиковый бассейн, коробки со
всякой всячиной (предметы разной фактуры, тяжести), природный материал,
материалы для игр с водой, песком;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

13

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

-Зрительные ощущения и восприятия: фонарики, светящиеся палочки,
гирлянды, игрушки ярких цветов;
-Слуховые ощущения и восприятия: колокольчики, погремушки, звучащие
игрушки, шумящие баночки, наполненные горохом, рисом, фасолью,
аудиозаписи;
-Кинестетические ощущения и восприятия: шнуровки, мягкий конструктор,
крупные и мелкие кубики, бусы различной величины, вкладыши, «почтовый
ящик», прищепки и другое;
Создание развивающей предметно-пространственной среды на 2023-2024
учебный год (Приложение 4)
3.3 Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников
группы
Продолжительность
непрерывной
непосредственно-образовательной
деятельности для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работа
дошкольных организациях» и зависит от индивидуальных психофизических
особенностей и возможностей каждого ребенка.
Все коррекционно-развивающие занятия осуществляются преимущественно в
утреннее время.
Занятия
проводятся
учителем-дефектологом
в
соответствии
с
рекомендациями заключения ТПМПК, расписанием и режимом дня.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в соответствии
СанПиН 2.4.1.3049-13
Возраст
детей

Продолжительность
одной формы НОД,
занятия

Максимально
допустимый
объем
образовательной
нагрузки (в день)
в первую
половину дня

Максимально
допустимый
объем
образовательной
нагрузки (в день)
во вторую
половину дня

Перерывы
между
формами
НОД

С 3 до 4 не более 15 минут
лет
С 4 до 5 не более 20 минут
лет
С 5 до 6 не более 25 минут
лет
С 6 до не более 30 минут
7(8) лет
Примечание:

Не более 30
минут
Не более 40
минут
Не более 45
минут
Не более 1
часа 30 минут

-

Не менее
10 минут
Не менее
10 минут
Не менее
10 минут
Не менее
10 минут

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

Не более 25
минут
Не более 30
минут

14

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Учитывая состояние здоровья, тяжесть нарушения, устойчивость к
физическим и сенсорным нагрузкам детей с тяжелыми множественными
нарушениями развития, занятия проводятся в щадящем режиме, при
котором продолжительность целенаправленного педагогического
воздействия составляет 5-15 минут.
3.4. Методическое обеспечение образовательной деятельности (список
литературы, ЭОР и др.)
Основные программы
«Адаптированная образовательная программа дошкольного образования»
Педагогические технологии, методические пособия
1. Баряева Л.Б.
Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников с проблемами в развитии». СПб: Изд-во
«СОЮЗ», 2002.
2. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с
проблемами интеллектуального развития». – СПб: изд.- во «СОЮЗ»,
2001.
3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Развитие речи начинаем говорить. От 0 до
3 лет. СПб, «Паритет» 2003.
4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Развитие общеречевых навыков. Чтобы
чисто говорить, надо… от 0 до 3 лет. СПб: «Паритет», 2003.
5. Диагностика-развитие-коррекция»
Программа
дошкольного
образования детей с интеллектуальной недостаточностью/ Л.Б. Баряева,
О.П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н.Д. Соколова – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.
Баряевой, 2012.
6. Игры и упражнения для детей с тяжелыми нарушениями слуха и зрения:
сборник игр для педагогов и родителей: практич. пособие / авт.-сост.
Л.А. Головчиц, Л.И. Кириллова, А.В. Кроткова, Е. Л. Андреева, Т.Ю.
Сироткина. — М.: ИНФРА-М, 2018.
7. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в
психофизическом развитии: книга для педагогов, под ред.
Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. -М.Полиграф сервис, 2002.
8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в
обучении дошкольников с отклонениями в развитии / - М.: Гуманит. Изд.
Центр Владос, 2001.
9. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей
«Познание»,
«Социализация»,
«Коммуникация»,
«Чтение
художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка» в
ясельной группе детского сада. -Воронеж: ИП Лакоценина
10.Левченко И.Ю. Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М.:2001.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

15

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

11.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Занятия по развитию речи в
специальном детском саду. М: «Владос», 2006
12.Стребелева Е.А. Методическое пособие «Формирование мышления у
детей с отклонениями в развитии»
13.Чумакова
И.В.
Формирование
дочисловых
количественных
представлений у дошкольников с нарушением интеллекта». – М:
«ВЛАДОС», 2001.
14. Шипицына Л.М. Защиринская О.В. «Азбука общения» Программа
направлена на развитие личности ребенка, навыков общения со
взрослыми и сверстниками - СПб «Детство-Прогресс» 1998.
15. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» 2009.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

16

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Приложение 1
Содержание коррекционно-образовательной работы с детьми тяжелыми множественными нарушениями
развития
Период формирования ориентировочно-поисковой активности
Образовательные области
Социально-коммуникативное
развитие

Физическое развитие (ручная
моторика)

Основные задачи работы с детьми
-формирования привычки к внешнему воздействию и стимуляции потребности во
впечатлениях и активности путем кратковременного воздействия сенсорных стимулов
высокой интенсивности на различные анализаторы;
- формирование умения фиксировать внимание и направлять голову и взгляд в сторону
лица педагогического работника при непосредственной тактильной стимуляции;
- изменение положения ребенка в пространстве для формирования привычки к
переменам в окружающей среде;
- создание условий для формирования у ребенка ответных реакций на любое
воздействие со стороны родителей (законных представителей), педагогического
работника;
-формирование потребности в контакте с родителями (законными представителями),
педагогическим работником
- развитие направленных и содружественных движений рук с целью познания близкого
пространства и предметов;
- развитие умения совершать изолированные движения пальцами;
- формирование потребности в поиске игрушки, ощупывающих движений ладоней рук
и пальцев.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

17

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Познавательное развитие

-стимуляция к поиску сенсорного стимула за счет выполнения движений головы,
поисковых движений глаз, поисковых движений руки, локализации зоны его
воздействия (накопление опыта ощущений);
- создание условий для развития зрительных реакций: фиксация взгляда, длительное
прослеживание взором за двигающейся игрушкой в различных направлениях,
рассматривание или изучение предметов взглядом;
-формирование навыка направления головы и взгляда в сторону и место
возникновения тактильных или вибрационных ощущений при внешнем воздействии
на определенную зону тела;
-стимулирование захвата предметов рукой с поворотом головы и направлением взгляда
в место ее расположения (размер игрушки должен соответствовать возможностям
ребенка);
- формирование интереса к звукам высокой и средней громкости, к громкому голосу
педагогического работника с постепенным удалением источника от уха;
-формирование реакций сосредоточения в момент случайного извлечения ребенком
звука из висящей над ним игрушки;
- развитие слуховых ориентировочных реакций на разные акустические стимулы
- формирование захвата вложенной в руку игрушки, выполнения движений рукой с
целью извлечения звука, ощупывание как исследование ее свойств;
-развитие умения ощупывать пальцами предмет, вложенный в руку педагогического
работника, затем самостоятельно захватывать и удерживать как основы осязания;
-формирование интереса и социальных ответов на воздействие различных сенсорных
стимулов.

Речевое развитие

-формирование моторной готовности к непроизвольному воспроизведению
артикуляционных поз и элементарной речевой коммуникации;
- стимуляция голосовой активности путем пассивной гимнастики;
-формирование невербальных средств общения;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

18

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

- стимуляция восприятия голоса педагогического работника на тактильновибрационной основе;
- стимулирование внимания ребенка к речи педагогического работника, изменениям
интонации и силы голоса.

Период формирования предметных действий
Образовательные области
Социально-коммуникативное
развитие

Основные задачи работы с детьми
-поддержание устойчивого интереса к окружающим сенсорным стимулам, предметам
среды и происходящему вокруг;
-формирование умения исследовать близко расположенное пространство
ощупывающими движениями рук, согласовывая их между собой, а также с помощью
зрения (при снижении);
-совершенствование положительного эмоционального ответа на появление близкого
взрослого, эмоциональное общение с ним;
-формирование интереса к совместным действиям с новым взрослым (педагогом) в
процессе осуществления режимных моментов, бытовых и игровых ситуаций;
-формирование умения реагировать на свое имя;
-использование для общения невербальных средств (жестов, совместно-разделенной
деятельности, системы альтернативной коммуникации «календарь», предметноигрового взаимодействия);
-формирование социальных способов эмоционально-положительного общения с
матерью (ухаживающим взрослым);
-увеличение продолжительности и расширение социальных способов зрительного и
тактильного взаимодействия с близкими людьми, в том числе указательного жеста
рукой.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

19

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Физическое развитие (ручная
моторика)

Познавательное развитие

-формирование согласованных движений рук, закрепление умения захватывать
предметы, удерживать их, противопоставлять большой палец всем остальным,
осуществлять исследовательские движения пальцами рук, выполнять различные по
сложности социальные действия с игрушками (манипуляторные, специфические,
орудийные и простые игровые);
-создание условий для перекладывания игрушек из одной руки в другую, увеличение
зрительного или перцептивного контроля;
-развитие длительного сенсорного сосредоточения на предметах, находящихся рядом и
на удалении от него;
-формирование умения сосредотачивать внимание на неречевых звуках повышенной
громкости (барабан, бубен, дудочка, колокольчик, трещотка, колотушка, металлофон)
и речевых сигналах обычной громкости и произносимые шёпотом (папапапа,
пупупупуу, ааааа, пипипипи) с постепенным увеличением расстоянии до уха от
источника звука;
-формирование умения осуществлять ориентировку на источник звука и определять на
слух его направление при расположении справа — слева — сзади — спереди;
-поддерживать стремление и навык использования движений при выполнении
социальных действий с предметами, изучения и ориентировки в окружающей среде;
-создание условий для развития у ребенка восприятия с опорой на сохранные
анализаторы, при подкреплении тактильными, вибрационными и обонятельными
ощущениями;
-формирование эмоционального отклика и социального поведения на изменение
тембра, интонации голоса взрослого (от ласкового обращения до строгого, от громкого
звучания голоса до шепота);
-формирование навыка узнавания и различения звуков окружающей среды достаточной
громкости;

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

20

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

-увеличение продолжительности и качества действий с предметами (манипулятивных,
специфических и орудийных), осуществляемых под контролем зрительным или
тактильных/перцептивных ощущений;
-расширение объема памяти за счет выполнения различных социальных действий с
двумя близко расположенными игрушками;
-формирование умения осуществлять различные социальные действия с одним
предметом, одинаковые действия с разными предметами путем осуществления
практических проб или перебора вариантов, за счет исключения нерезультативных;
-формирование умения брать предметы с поверхности, используя различные захваты в
зависимости от формы и величины (ладонный, щипковый, пинцентный и др.);
-формирование навыка узнавания речевых образцов, неречевых звуков, контуров
предметов;
-развитие и накопление чувственного опыта за счет регулярного взаимодействия с
предметами окружающего мира, действия с ними, общения с близкими;
-создание условий для накопления ребенком опыта практических действий с
дискретными (предметы, игрушки) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами;
-формирование умений обследовать лица близких взрослых, узнавать знакомые
контуры, обследовать себя, при отсутствии выраженных нарушений зрения – узнавать
себя в зеркале;
-формирование поискового поведения при исчезновении сенсорных стимулов из поля
восприятия;
-развитие зрительно-моторной координации;
-формирование навыка отраженного повторения простого моторного акта или
социального действия с предметом после его выполнения в совместной со взрослым
деятельности, т.е. развитие имитации.
Речевое развитие
-привлечение внимания к партнеру по общению;
-активизация и поддержание речевых звуков в момент контакта ребенка с близким
взрослым, при выполнении гимнастики и действий с игрушками;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

21

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

-формирования потребности использования руки как средства коммуникации;
-формирование тактильно-вибрационного восприятия голоса другого человека;
-формирование умения различать интонации взрослых, подкрепляя это
соответствующей мимикой, звуком;
-формирование навыка нахождения предмета, выполнения действия с ним или
изменения поведения по речевому или тактильному обращению взрослого;
-формирование умения оказывать влияние на поведение взрослых с помощью
интонированных звуков речи, мимики, социальных жестов;
-развитие умения отраженно за взрослым повторять знакомые и новые речевые звуки,
слоги;
-формирование навыка согласования движений со словом в знакомых эмоциальноподвижных играх, выполнения движений с речевым сопровождением в хорошо
известной игровой ситуации (по памяти);
-стимуляция развития лепета как важного компонента речевого развития;
-развитие умения реагировать (прислушиваться) к разным интонациям
разговаривающего с ребенком взрослого;
-формирование умения называть предмет в доступной коммуникативной форме.
Период формирования предметной деятельности
Образовательные области
Социально-коммуникативное
развитие

Основные задачи работы с детьми
-поддержание интереса ребенка к взаимодействию с взрослым в процессе
эмоционального общения, осуществления режимных моментов, бытовых и игровых
ситуаций и совместных предметно-игровых действий;
-увеличение продолжительности сотрудничества и навыка подражания действиям
взрослого с предметами;
-обучение выполнению цепочки последовательных действий с предметами по
подражанию;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

22

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

-формирование умения откликаться на свое имя, радоваться похвале и огорчаться
запрету;
-формирование понимания значения социального жеста, показанного взрослым в
устно-жестовой форме;
-развитие умения ребенка менять свое поведение по требованию взрослого и
согласовывать свои действия с его действиями;
-формирование указательного жеста, в том числе указание на себя рукой как
предпосылка осознания себя;
-поддержка интереса к совместным действиям со сверстником в ситуации,
организованной взрослым (внимание, направленное на сверстника, положительное
эмоциональное отношение к нему, инициативные действия положительного характера,
направленные на сверстника);
-обучение ориентировке в окружающем за счет анализа ощущений, полученных с
различных анализаторов, в том числе с поверхности руки и кончиков пальцев;
-обучение ориентировке в собственном теле и лице взрослого за счет осуществления
исследовательских движений рук, в том числе умение находить определённую часть
тела/лица на себе, близком, игрушке;
-стимуляция появления чувства удовлетворения при достижении ожидаемого
результата, похвале со стороны взрослого.
Физическое развитие (ручная
моторика)

- формирование навыка использования физических и двигательных возможностей для
влияния на ситуацию, при выполнении действии с предметами, в том числе в ходе
продуктивной и игровой деятельности;
-формирование навыка выполнения содружественных и изолированных ритмичных
движений (ногами, руками, головой, телом), согласования движений с движениями
взрослого и музыкальным ритмом;
-формирование умения действовать двумя руками, одной рукой, выполнять точные
координированные движения пальцами рук, выбирать удобное положение руки для
орудийного и предметного действия, продуктивной и игровой деятельности;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

23

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

-совершенствование координации и точности движений рук, обучение сложным
социальным движениям: перелистывание, нажимание пальцами, кручение,
нанизывание, закрывание и т.д.;
Познавательное развитие

- формирование умения обследовать предмет доступными способами;
-усвоение ребенком функционального назначения предмета;
-формирование умения учитывать свойства и назначение предмета при выполнении
игровых действий и предметной деятельности;
-формирование умения сравнивать одну группу предметов с другой методом
сопоставления (последовательно подкладывая один предмет к другому);
-формирование умения узнавать звучание игрушек при выборе из 3-4 (при выраженных
нарушениях слуха – из 2-3);
-формирование умения узнавать бытовые шумы;
-формирование умения узнавать звук музыкальных инструментов (барабан, бубен,
металлофон, гармоника, дудка, свисток);
-формирование умения узнавать голоса близких взрослых, интонацию, односложные
просьбы и обращение по имени (для детей с нарушениями слуха в индивидуальных
слуховых аппаратах и без них);
-осуществление выбора предмета и самостоятельное выполнение ребенком
результативной последовательности действий для достижения намеченной цели;
-развитие умения планировать деятельность, самостоятельно ее реализовывать,
подводить итог и давать оценку результату;
-развитие подражания цепочке социальных действий и формирование осознания их
смысловой последовательности, навыка осмысленного выполнения, умения
реализовывать их по памяти;
-формирование осознания объективных отношений, существующих между
предметами;
-формирование умения осуществлять ориентировку в свойствах и качествах предмета,
за счет переработки тактильной информации;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

24

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Речевое развитие

-совершенствование понимания взаимосвязи между реальными предметами, их
свойствами и назначением, действиями с ними и их обозначением;
-формирование практической ориентировки на внешний признак предметов, осознание
разницы между предметами путем их обследования доступными способами;
-формирование умения группировать по форме (куклы и машинки; шарики и кубики);
-формирование навыка воссоздания целого предмета из его частей путем практических
проб и ориентировки на образ предмета;
-овладение навыком воздействия предметом на предмет, выполнения орудийных
действий;
-совершенствование навыка осязательного обследования при ориентировке в
пространстве;
-развитие умения различать и сопоставлять некоторые свойства предметов путем
ориентировки на свои перцептивные ощущения (по температуре, фактуре поверхности
и свойствам материала);
-развитие умения узнавать предметы по фактуре, форме и звукам, которые они издают
при действии с ними (знакомые предметы обихода);
-формирование умения различать голоса окружающих людей (мама, воспитатель,
помощник воспитателя, медсестра и др.) доступной громкости;
-формирование умения использовать обоняние для ориентировки в пространстве (запах
столовой, медкабинета);
-развитие зрительной ориентировки на внешний вид знакомых предметов
(использование остаточного зрения), формирование умения воспринимать хорошо
знакомые предметы в контрастном цветовом изображении (при наличии остаточного
зрения).
-развитие невербальных средств коммуникации: увеличение числа социальных жестов
и мимических проявлений;
-формирование умения изменять поведение в соответствии с обращением взрослого;
-привлечение внимания к речевому обращению взрослого;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

25

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

-стимулирование звукоподражания и копирования речевых образцов, а также их
ситуативного использования;
-стимулирование элементарных речевых реакций;
-формирование умения называть предмет в доступной коммуникативной форме в
различных жизненных ситуациях;
-формирование умения соотносить предмет с его изображением (картинкой,
барельефом);
-развитие навыка информирования о своем состоянии и потребностях доступными
способами коммуникации;
-формирование понимания односложных и двусложных устно-жестовых инструкций;
-развитие слухового восприятия с использованием различных технических и игровых
средств;
-развитие умения пользоваться движениями рук и пальцев как средством коммуникации,
выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и
глазами;
-поддержка желания речевого общения;
-стимуляция произношения голосом нормальной силы, высоты и тембра;
-увеличение количества регулярно произносимых речевых звуков;
-обучение обозначению предмета и его изображения словом;
-знакомство с различными типами конструкторов и техникой их использования,
способом соединения деталей;
Художественно-эстетическое
развитие (элементарное
конструирование)

-формирование умения узнавать объекты, выполненные с помощью деталей
конструктора, и сравнивать их с реальными объектами, называть основные элементы
доступным коммуникативным способом;
-формирование умения выполнять постройку из 1-3 деталей по образцу;
-формирование умения последовательно выполнять постройку из 2-3 деталей по
подражанию действиям взрослого;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

26

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

-формирование умения использовать строительные детали с учетом их конструктивных
свойств за счет ориентировки на их сенсорные характеристики и свойства.

Период формирования познавательной деятельности
Образовательные области
Социально-коммуникативное
развитие

Основные задачи работы с детьми
-расширение средств социальной коммуникации со взрослыми и детьми;
-обеспечение определенной степени самостоятельности при выполнении знакомой
деятельности и ориентировки в окружающем;
-развитие интереса к совместным играм с детьми, обучение согласованию своих
действий с действиями партнёра;
-совершенствование доступных способов коммуникации, расширение пассивного и
активного словарей, привлечение внимания к речевому обращению взрослого;
-стимулировать речевое общение для сообщения о своих желаниях, самочувствии и
эмоциональном состоянии (радость, грусть, обида, удивление);
-увеличение длительности и качества внимания за предметно-игровыми действиями
взрослого, обучение воспроизведению их по подражанию и показу;
-формирование навыка ориентировки на плоскости листа, пространстве фланелеграфа,
прибора «Школьник», в книге при рассматривании иллюстраций;
-формирование
ориентировки
во
времени,
осознания
и
запоминания
последовательности событий, связи событий со временем и отражение этих сведений в
доступной коммуникативной форме;
-развитие представления о себе: знание имени, фамилии, пола, личных качеств и
интересов;
-формирование умения моделировать ситуации из личной жизни в игре.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

27

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Физическое развитие (ручная
моторика)

Познавательное развитие

-формирование умения выполнять изолированные движения кистью и пальцами рук
согласно инструкции, подкреплённой образцом: стучать по столу расслабленной
кистью правой (левой) руки; ставить руку на ребро, сгибать пальцы в кулак,
выпрямлять, класть руку на ладонь другой руки; фиксировать одной рукой запястье
другой, тереть ладони друг о друга; стучать ладонью по столу; соединять концевые
фаланги выпрямленных пальцев рук ("домик"); соединить лучезапястные суставы,
кисти разогнуть, пальцы отвести ("корзиночка") и др.
-закрепление навыка и формирование привычки удерживать правильную позу и
положение руки при обследовании предметов и ориентировке в пространстве;
-создание предметно-развивающей среды для продолжительной продуктивной
самостоятельной игры-исследования;
-развитие навыка ориентировки на свойства предметов, различения и объединения в
группы согласно одному сенсорному признаку;
-использование сохранных анализаторов для ориентировки в пространстве;
-совершенствование различения на слух речевых/неречевых звуков и их отраженному
повторению путем подражания;
-совершенствование качества целенаправленных предметно-орудийных действий в
процессе выполнения игровой и продуктивной деятельности;
-использование накопленного практического опыта для ориентировки во внешних
признаках предметов (цвет, форма, размер и количество);
-формирование умения дифференцировать предметы по функциональному
назначению;
- формирование практических способов ориентировки (пробы, примеривание
-формировать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров – по
длине, ширине, высоте, величине;
-формирование умения выделять и группировать предметы по заданному признаку;
-формировать умение выделять 1, 2 и много предметов из группы;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

28

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

-формировать умение сопоставлять равные по количеству множества предметов:
«одинаково»;
-формирование умения сопоставлять численности множеств, воспринимаемых
различными анализаторами в пределах двух без пересчета;
-обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах
деятельности;
-развитие навыка ориентировки в помещениях и их взаимном расположении
(раздевалка, игровая комната, спальня, туалет, площадка группы), обозначение
помещений доступным коммуникативным способом;
-совершенствовать умение узнавать и обозначать доступным коммуникативным
способом предметы в знакомом пространстве (дом, квартира, группа);
-учить выполнению движений путем ориентировки «от себя», расположению игрушек
и других предметов в ближайшем пространстве вокруг себя справа-слева, вверху-внизу,
впереди-позади;
-развитие умения сообщать доступным коммуникативным способом о том, что
происходит вокруг и где он находится, что делает;
-формирование умения ориентироваться в пространстве и частях предмета путем
ориентировки от другого человека;
-формирование умения определять и устанавливать взаимосвязи между
пространственным положением предметов в помещении: шкаф, кровать, игрушки;
совершенствование чувствительности и восприятия, способности анализа и
ориентировки на ощущения, полученные с сохранных анализаторов;
-обучение ориентировке на плоскости листа, расположению предметов в пространстве
изначально ориентируясь от положения собственного тела «от себя», а затем исходя из
положения другого человека;
-обучение конструированию, рисуночной деятельности и моделированию путем
ориентировки на основные пространственные направления: вверх, низ, слева и справа;
-развитие подражания новым простым схемам действий;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

29

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

-развитие навыка достижения поставленной цели путем ориентировки в ситуации,
выбора и воспроизведения результативной последовательности действий по памяти,
при затруднении использование метода целенаправленных практических и поисковых
проб;
-воссоздание знакомых реальных предметов в виде конструкций и моделей из 2-4
частей (при наличии остаточного зрения);
Знания о себе и об
окружающем мире

-создание условий для формирования целостной картины мира;
-формирование ориентировки во времени: ночь, день, светло-темно, вчера, сегодня,
завтра, было, сейчас, будет, тепло-холодно, зима, лето;
-формирование умения наблюдать за изменениями в природе и погоде.

Речевое развитие

-развитие символической конкретной коммуникации: умение пользоваться
звукоподражаниями, естественными жестами, предметами-символами, картинками;
-развитие умения понимать и выполнять простые устно-жестовые инструкции;
-стимулирование потребности использовать при общении со взрослым или другим
ребенком не только невербальные средства, но и речевые высказывания: отдельные
слова, словосочетания, фразы из 2-3 слов;
-формирование умения высказывать свои просьбы и желания простыми фразами в
доступной коммуникативной форме;
-развитие понимания речи и умения выполнять действия по речевой (устной,
письменной) инструкции: принеси игрушки в комнату, вымой руки мылом, положи
книгу в шкаф, собери карандаши в коробку, положи бумагу на стол;
-формирование умения при общении использовать местоимение «я»;
-различение и воспроизведение громкости звучания: слоги, слова, фразы,
произносимые тихо и громко; музыкальные инструменты – барабан, пианино, бубен;
игра с игрушками с произнесением слогосочетаний;
-различение на слух и опознавание при выборе из 10 полных слов, словосочетаний и
фраз;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

30

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

-различение на слух и воспроизведение высоких и низких звуков (источник звука:
пианино, дудка, гармоника, голос – звуки и слоги, произносимые высоким и низким
голосом);
-различение на слух и воспроизведение количества звучаний в пределах 4;
-определение на слух направления звука, источник которого расположен справа —
слева — сзади — спереди, и узнавание источника звука;
-формирование навыка диалоговой речи, умения задавать и отвечать на вопросы (Что
это? Кто это? Где мяч? Что делает?), в том числе более сложные (Какого цвета?
Какой формы? Что с ним делают?);
-обучение словесному обозначению сторон фланелеграфа и/или листа бумаги: верхняя,
нижняя, левая, правая, стимулирование регулярного использования названий в
деятельности;
-обучение обозначению расположения частей своего тела: правая рука/нога, левая
рука/нога, голова вверху, ноги внизу, грудь спереди, спина сзади;
-обучение обозначению своего движения: я иду направо, я иду налево, я иду наверх, я
иду вниз;
- развитие повествовательной функции речи, формирование умения составлять
сообщение о себе, своих занятиях, близких людях;
-формирование умения описывать предметы (животных) с указанием цвета, формы,
величины, материала, назначения и других признаков в доступной коммуникативной
форме.
Художественно-эстетическое
развитие (элементарное
конструирование)

-развитие ориентировки в пространстве и знакомство с понятиями: слева, справа,
над/под, дальше, ближе;
-знакомство со свойствами и возможностями природных материалов, обучение
изготовлению из них поделок с учетом их свойств;
-формирование умения соотносить выполненную постройку с реальным объектом;
-формирование умения выполнять постройки, ориентируясь на образец;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

31

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

-формирование умения выполнять постройки по инструкции взрослого, предъявленной
в доступной коммуникативной форме;
-развитие умения выполнять коллективную постройку и использовать ее в игре.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

32

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Приложение 2
3.1.

Организация и формы взаимодействия с родителями 2023-2024- учебный год
месяц
Сентябрь
Октябрь

Формы работы
Индивидуальное консультирование
Родительское собрание
Индивидуальное консультирование

темы
«Комплексное сопровождение детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития»
Особенности психофизиологического развития
детей с тяжелыми множественными нарушениями
развития. Результаты первичного
диагностического обследования детей».
Преодолеваем трудности вместе. Оказание
педагогической помощи родителям: решение
вопросов воспитания и обучения детей с
нарушениями в развитии, трудности, успехи детей,
поведенческие особенности ребенка и т.д.»

Ноябрь

Беседы-консультации

Декабрь

Индивидуальное консультирование

Обучение родителей элементарным методам
педагогической коррекции

Январь

Родительское собрание

Особенности динамики развития каждого ребенка
в условиях специализированной группы»
Повышение педагогической грамотности
родителей

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

33

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Февраль

«Почта доверия»

Март

Информационная папка

Апрель

Индивидуальное консультирование

май

Родительское собрание

Сбор вопросов, пожеланий и советов по
разнообразным аспектам воспитания, обучения,
коррекции и развития детей и др.
Рекомендации учителя-дефектолога
Обучение родителей педагогическим технологиям
коррекционно-развивающего обучения и
воспитания детей
Результативность работы за год. Рекомендации на
летний период.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

34

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Приложение 3
График работы учителя-дефектолога Машининой О.О ГБДОУ детский сад №45 комбинированного вида Приморского района
Санкт-Петербурга на 2023-2024 учебный год
Дни недели

Понедельн
ик
Вторник

Регламентирован
ная
деятельность.
Индивидуальные
занятия.
9.00-12.30
гр. сд1
гр. ода 1
9.00-12.30
гр. сд1
гр. ода 1

Методическая деятельность

Работа с родителями.

12.30-13.00 (оформление документации, планирование
образовательной деятельности, подготовка дидактического
материала)
12.30-13.00 (оформление документации, планирование
образовательной деятельности, подготовка дидактического
материала)

Всего
часов.

4 часа
4 часа

Среда

15.00-18.00
гр. сд1
гр. ода 1

Четверг

9.00-12.30
гр. сд1
гр. ода 1

12.30-13.00 (оформление документации, планирование
образовательной деятельности, подготовка дидактического
материала)

4 часа

Пятница

9.00-12.30
гр. сд1
гр. ода 1

12.30-13.00 (оформление документации, планирование
образовательной деятельности, подготовка дидактического
материала)

4 час

Всего 20 часов в неделю

14.00-15.00 работа с педагогами
(консультации, беседы).
17.00-18.00 ( индивидуальное
консультирование, беседы,
рекомендации).

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

4 часа

35

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Приложение 4
Создание развивающей предметно-пространственной среды
на 2023- 2024 учебный год
Формы
организации
Образовательная
(уголки, центры,
область
пространства и
др.)
Познавательное
развитие

Речевое развитие

Центр познание

Содержание
Срок (месяц)
Пополнение, обновление диагностического материала для
сентябрь
проведения педагогического обследования детей с
тяжелыми множественными нарушениями развития

Центр речевого
развития

Подбор иллюстративного и наглядного материала
(предметные картинки) по всем лексическим темам

октябрь

Центр познание

Подбор материалов для тактильных ощущений и
восприятия: ящик всякой всячины (предметы различной
фактуры, тяжести, упругости, целые и состоящие из
отдельных частей)
Подбор материалов для слуховых ощущений и восприятия:
магнитофонные записи со звучанием дождя, ветра, голоса
птиц, животных и др. (соответствующие картинки)

ноябрь

Познавательное
развитие
Познавательное
развитие

Обогащение (пополнение) развивающей предметно-пространственной
среды группы

Центр познание

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

декабрь

36

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Познавательное
развитие

Центр познание

Подбор материалов для кинестетических ощущений и
восприятия: «шнуровки», «мягкий конструктор»,
«вкладыши», «почтовый ящик», «стукалочки» и др.
Подбор материалов для зрительных ощущений и
восприятия: игрушки ярких цветов

январь

Познавательное
развитие

Центр познание

Познавательное
развитие

Центр познание

Пополнение картотеки игр на развитие психических
процессов

март

Познавательное
развитие

Центр познания

Развиваем пальчики-развиваем речь (пополнение материала
на развитие мелкой моторики)

апрель

Речевое развитие

Центр речевого
развития

Подбор и размещение материала для информационных
стендов (Информация для родителей)

май

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,
ЗАВЕДУЮЩИЙ

23.01.24 19:30 (MSK)

февраль

37

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».