Рабочая программа для детей НОДА дефектолога Ластовой Е.В.

ПРИНЯТО
Педагогический совет
Протокол № 1 от 31.08.2023

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ № 45
______________ Е.Д.Спичак
Приказ № 113 п.2 от 31.08.2023

Рабочая программа
Учителя-дефектолога
Ластовой Елены Владимировны
для детей группы с нарушением опорно – двигательного аппарата № 3
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 45 комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга
на 2023 – 2024 учебный год

Санкт-Петербург
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

2023 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 1
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:10 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Оглавление
1.Целевой раздел.................................................................................................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................................................................. 3
1.2. Целевые ориентиры ..................................................................................................................................... 7
1.3. Система оценки планируемых результатов ........................................................................................... 8
Содержательный раздел ........................................................................................................................ 9

2.
2.1

В области «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕРАЗВИТИЯ». .................................................. 9

2.2

В области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»: ................................................................................. 9

2.3

В области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». ................................................................................................... 9

2.4

В области «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»................................................... 9

2.5

В области «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». .......................................................................................... 9

2.6. Организация и формы взаимодействия с родителями ................................................................... 10
3.Организационный раздел ..................................................................................................................... 11
3.1 Организация режима дня пребывания детей в группе................................................................ 11
3.2. Структура организации образовательного процесса .................................................................. 11
3.2.1. Коррекционно – развивающая работа ........................................................................................ 12
3.2.2. Коррекционно- развивающая работа, осуществляемая в режимных моментах ............... 13
3.2.3. Самостоятельная деятельность детей ......................................................................................... 13
3.2.4. Формы организации коррекционной работы............................................................................ 13
3.2.5 Методы организации коррекционно-развивающей работы ................................................... 13
3.2.6. Реализуемые образовательные технологии ............................................................................... 14
3.3. Условия реализации программы .................................................................................................... 14
3.3.1. Материально-техническое оснащение образовательного процесса...................................... 14
3.3.2. Создание развивающей предметно-пространственной среды группы ................................ 14
3.3.3. Психолого-педагогические условия ........................................................................................... 16
3.4. Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности............................... 16

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 2
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:10 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Цель

Задачи

Принципы и подходы к
формированию рабочей
программы
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Проектирование содержания образовательной и коррекционноразвивающей деятельности для развития физического и
психологического потенциала детей группы с НОДА,
формирования более совершенных возрастных психологических
достижений и последовательной социализации, предупреждения
появления психологических отклонений вторичной и третичной
природы, за счет специальным образом организованной
совместной деятельности учителя - дефектолога с детьми и
взаимодействия
со сверстниками
в
соответствующих
актуальным психологическим достижениям видах деятельности.
реализация содержания АОП ДО;
коррекция
недостатков
психофизического
развития
обучающихся с НОДА;
охрана и укрепление физического и психического здоровья
обучающихся с НОДА, в том числе их эмоционального
благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития
ребенка с НОДА в период дошкольного образования независимо
от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными,
психофизическими
и
индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка с НОДА как субъекта отношений с
педагогическим
работником,
родителями
(законными
представителями), другими детьми;
объединение
обучения
и
воспитания
в
целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности, обучающихся с
НОДА, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития
обучающихся с НОДА;
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей
(законных представителей) и повышение их компетентности в
вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации),
охраны и укрепления здоровья, обучающихся с НОДА;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного и начального общего образования.
1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации,
образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые
могут внести вклад в развитие и образование обучающихся с

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 3
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:10 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

нарушениями зрения: Организация устанавливает партнерские
отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими
организациями и лицами, которые могут способствовать
удовлетворению
особых
образовательных
потребностей
обучающихся с НОДА, оказанию психолого-педагогической и
(или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи,
профильные медицинские центры, неврологические и
ортопедические клиники).
2. Индивидуализация образовательных программ дошкольного
образования обучающихся с НОДА: предполагает такое
построение образовательной деятельности, которое открывает
возможности для индивидуализации образовательного процесса,
появления индивидуальной траектории развития каждого
ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и
скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и
психофизические особенности.
3.
Развивающее
вариативное
образование:
принцип
предполагает, что образовательное содержание предлагается
ребенку через разные виды деятельности с учетом зон
актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует
развитию, расширению как явных, так и потенциальных
возможностей ребенка.
4.
Полнота
содержания
и
интеграция
отдельных
образовательных областей: в соответствии со Стандартом
Программа
предполагает
всестороннее
социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое и физическое развитие обучающихся посредством
различных видов детской активности. Деление Программы на
образовательные
области
не
означает,
что
каждая
образовательная область осваивается ребенком отдельно, в
форме изолированных занятий по модели учебных предметов в
школе. Между отдельными разделами Программы существуют
многообразные
взаимосвязи:
познавательное
развитие
обучающихся с НОДА тесно связано с двигательным, речевым и
социально-коммуникативным, художественно-эстетическое - с
познавательным и речевым. Содержание образовательной
деятельности в каждой области тесно связано с другими
областями. Такая организация образовательного процесса
соответствует особенностям развития обучающихся с НОДА
раннего и дошкольного возраста.
5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности
средств реализации и достижения целей Программы: стандарт и
Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с
учетом которых Организация должна разработать свою
адаптированную образовательную программу. При этом за
Организацией остаётся право выбора способов их достижения,
выбора
образовательных
программ,
учитывающих

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 4
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:10 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

разнородность
состава
групп
обучающихся,
их
психофизических особенностей, запросов родителей (законных
представителей).
Краткая психологоЗадержка и нарушение формирования всех двигательных
педагогическая
функций оказывают неблагоприятное влияние на формирование
характеристика
психики и речи. Для детей характерны специфические
особенностей
отклонения в психическом развитии (нарушено формирование
психофизиологического
познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и
развития детей (группы)
личности). Структура нарушений познавательной деятельности
при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных
для всех детей: неравномерный характер нарушений отдельных
психических
функций;
сниженный
запас
знаний
и
представлений
об
окружающем
мире,
выраженность
астенических проявлений (высокая истощаемость всех
психических
процессов,
утомляемость),
пониженная
работоспособность.
Нарушение
координированной
деятельности различных анализаторных систем (патология
зрения, слуха, мышечно-суставного чувства) существенно
сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем
информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей.
Чаще
всего
характерна
недостаточность
пространственных и временных представлений, тактильного
восприятия, конструктивного праксиса. По состоянию
интеллекта дети с НОДА представляют крайне разнородную
группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному
интеллект, а у других наблюдается задержка психического
развития, у части детей - умственная отсталость (различной
степени тяжести).
У многих детей отмечаются проблемы в социальноличностном развитии в связи с переживанием дефекта и с
особенностями воспитания.
Основания для разработки
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
рабочей программы
образовании
в
Российской
Федерации»
[принят
(документы и программноГосударственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен
методические материалы)
Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] (Актуальный закон в
редакции от 29.12.2017).
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» [принят
Государственной Думой 20 июля 1995 г.: одобрен Советом
Федерации 15 ноября 1995 г.] (Актуальный закон в редакции
от 29.12.2017).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного
образования
(приказ
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14
ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции
приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
4. Федеральная адаптированная образовательная программа
дошкольного
образования
для
обучающихся
с
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ограниченными 20.09.23
возможностями
(приказ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
18:10 (MSK)
Сертификат здоровья
A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 5
ЗАВЕДУЮЩИЙ

5.

6.

7.
8.
9.

Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Министерстве
юстиции
Российской
Федерации
27.01.2023
регистрационный № 72149);
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
(Утверждены
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СаНПиН»
2.4.3648-20).
Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания (СанПин 1.2.3685-21 зарегистрированный в
Минюсте России 29.01.2021 № 62296)
Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О
введении ФГОС ОВЗ».
Устав.
Лицензия.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 6
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:10 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

1.2. Целевые ориентиры

Детьми младшего дошкольного возраста (до 4,5 лет) с НОДА
1) способен к устойчивому эмоциональному контакту с педагогическим работником и
обучающимися;
2) проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание
общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи;
3) понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;
4) понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени
сложности синтаксическими конструкциями;
5) различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
6) пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;
7) называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок
или другими объектами;
8) участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя
слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться
жестами);
9) рассказывает двустишья и простые потешки;
10) использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех
слов, которые могут добавляться жестами;
11) произносит простые по артикуляции звуки;
12) воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых,
закрытых слогов, с ударением на гласном звуке;
13) выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в
разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий;
14) соблюдает в игре элементарные правила;
15) осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;
16) проявляет интерес к действиям других обучающихся, может им подражать;
17) замечает несоответствие поведения других обучающихся требованиям педагогического
работника;
18) выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям
человека;
19) выбирает из трех предметов разной величины "самый большой" ("самый маленький");
20) считает с соблюдением принципа "один к одному" (в доступных пределах счета),
обозначает итог счета;
21) знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части
суток (день и ночь);
22) эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и
результатам;
23) владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной
деятельности с учетом ограничения манипулятивной функции;
24) планирует основные этапы предстоящей работы с помощью педагогического работника;
25) с помощью педагогического работника выполняет музыкально-ритмические движения и
действия на шумовых музыкальных инструментах;
26) выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание);
27) обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
28) реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 7
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:10 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

29) стремится принимать активное участие в подвижных играх;
30) использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия
с предметами бытового назначения с незначительной помощью педагогического работника;
31) с помощью педагогического работника стремится поддерживать опрятность во внешнем
виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и
словесные просьбы педагогического работника.
1.3. Система оценки планируемых результатов
Объект педагогической
диагностики

Методы
педагогической
диагностики

Индивидуальные
достижения воспитанников в
контексте образовательных
областей:
Социальнокоммуникативное
развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
физическое развитие

-анкетирование
родителей
-наблюдения
-анализ продуктов
детской
деятельности
-диагностические
задания

Периодичност Длительность
ь
проведения
проведения
педагогическо
педагогическо
й
й
диагностики
диагностики

2 раза в год

2-3 недели

Сроки
проведения
педагогичес
кой
диагностики

Сентябрь,
Май

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 8
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:10 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

2. Содержательный раздел
2.1 В области «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕРАЗВИТИЯ» Обучение игре
младших дошкольников с НОДА проводится в форме развивающих образовательных
ситуаций, направленных на преодоление у обучающихся двигательной инактивности,
страха передвижений, страха общения. Для этого все специалисты стремятся придать
отношениям обучающихся к окружающим педагогическим работником и детям
положительную направленность.
2.2 В области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» основными задачами образовательной
деятельности являются:
Направление
Содержание образовательной области
конструктивные игры
и конструирование;
представления о себе
и об окружающем
природном мире;
элементарные
математические
представления

В ходе образовательной деятельности у обучающихся с НОДА
развивают сенсорно-перцептивные способности: умение выделять
знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус.
Обучающиеся знакомятся и становятся участниками праздников.
Педагогические работники знакомят обучающихся с доступными для
их восприятия и игр художественными промыслами.
Особое внимание педагогический работник обращает на обучение
обучающихся элементарному планированию и выполнению каких-либо
действий с его помощью и самостоятельно ("Что будем делать
сначала?", "Что будем делать потом?").

2.3 В области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». В младшем дошкольном возрасте направлено на
формирование у обучающихся с НОДА потребности в общении и элементарных
коммуникативных умениях. Оно направлено на ознакомление обучающихся с
доступными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, как
невербальными, так и вербальными, развитие потребности во взаимодействии с
педагогическим работником и другими детьми в доступной детям речевой
активности, стимулирование развития лексикона, способности к подражанию речи,
диалогической формы связной речи в различных видах детской деятельности.
2.4 В области «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Любое проявление
инициативы и самостоятельности обучающихся приветствуется и поощряется.
2.5 В области «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» основными задачами образовательной
деятельности являются: развитие мелкой и крупной моторики.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 9
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:10 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

2.6. Организация и формы взаимодействия с родителями
2023– 2024 учебный год
месяц
сентябрь

октябрь

ноябрь

Форы работы
Индивидуальное
консультирование
Папка-передвижка
Анкетирование
Информационный стенд

Тема
«Адаптация ребенка в детском
саду»
«Вы и ваш ребенок»

Индивидуальное
консультирование
«Круглый стол»
родительское собрание
Совместное изготовление
фотоколлажа
Индивидуальное
консультирование

«Цели и задачи коррекционноразвивающего воспитания и
обучения детей с ОВЗ»

Информационный стенд
декабрь
январь

февраль

март
апрель

май

Индивидуальное
консультирование
Индивидуальное
консультирование
«круглый стол»
родительское собрание
Индивидуальное
консультирование
Информационная папка для
родителей
Индивидуальное
консультирование
Индивидуальное
консультирование
День открытых дверей
(показ родителям
развивающих занятий с
детьми)
Индивидуальное
консультирование
«круглый стол»
(родительское собрание)
Информационная папка

Кто проводит
Учительдефектолог

«Профилактика гриппа»
Учительдефектолог

«Давайте познакомимся!»
«Лечебно-консультативные
учреждения СПб для детей с
НОДА»
«Новогодняя поделка»

Учительдефектолог

Учительдефектолог

«Встреча Нового года!»
«Особенности динамики развития
каждого ребенка в условиях
специализированной группы»

Учительдефектолог

«Как научить ребенка с
ограниченными возможностями
здоровья играть»

Учительдефектолог

«Наши милые мамы»

Учительдефектолог
Учительдефектолог

Игровое занятие «Круг»

«Результативность работы за год»
«Нужно ли заниматься с ребенком
летом?»

Учительдефектолог

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,10
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:10 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

3.Организационный раздел
3.1 Организация режима дня пребывания детей в группе
Образовательный процесс в ДОУ реализуется в режиме пятидневной недели. Режим дня
составлен с расчетом на 10-часовое пребывание ребенка в детском саду с 08.00 -18.00

8.00 – 8.10

Режим дня группы для детей с НОДА № 3
(осенне-зимний период)
2023 -2024 учебный год
Утренний прием детей (взаимодействие с родителями, индивидуальная
работа, самостоятельная деятельность). Игры.

8.10 – 9.00

Совместная деятельность. Индивидуальная работа.

8.30 – 8.55

Завтрак.

9.00 – 10.35

Организованная
образовательная
деятельность.
Совместная
деятельность. Коррекционная работа. Индивидуальная работа.

9.55

Второй завтрак.

10.35 – 11.35

Подготовка к прогулке. Прогулка.

11.35 – 12.00

Возвращение с прогулки. Гигиенические процедуры.

12.00 – 12.40

Подготовка к обеду. Обед.

12.40 – 13.00

Подготовка ко сну. Гигиенические процедуры.

13.00 – 15.00

Дневной сон.

15.00 – 15.20

Постепенный подъем, гигиенические и закаливающие процедуры.

15.20 – 15.35

Совместная деятельность. Индивидуальная работа.

15.35

Полдник.

16.00 – 16.40

Самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа.

16.40 – 18.00

Подготовка к прогулке. Прогулка.

до 18.00

Уход домой.

Некоторые компоненты режима дня могут быть изменены в связи с погодными условиями, а
также индивидуальными особенностями детей (увеличено время на кормление и культурногигиенические навыки)
3.2. Структура организации образовательного процесса
Образовательные задачи решаются через различные формы организации
образовательного процесса детей:
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

- индивидуальные занятия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,11
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:10 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

-в ходе режимных моментов
-в совместной деятельности с педагогом
-в самостоятельной деятельности детей
-в совместной деятельности с семьей
3.2.1. Коррекционно – развивающая работа
График работы учителя-дефектолога
Ластовой Е.В. с детьми группы с НОДА№ 3
ГБДОУ детский сад №45 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
на 2023-2024 учебный год
Дни недели Индивидуаль Методическая работа.
ные занятия с
детьми
Понедельн
ик

09.00-12.30

Вторник

09.00-12.30

Среда

15.30-17.00

Четверг

09.00-12.30

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Работа
с Всего
родителями/пед часов.
агогами.

12.30-13.00
(оформление
документации,
планирование
образовательной
деятельности,
разработка конспектов занятия и
подготовка
дидактического
материала)
12.30-13.00
(оформление
документации,
планирование
образовательной
деятельности,
разработка конспектов занятия и
подготовка
дидактического
материала)
15.00-15.30
(оформление
документации,
планирование
образовательной
деятельности,
разработка конспектов занятия и
подготовка
дидактического
материала)

12.30-13.00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,12
ЗАВЕДУЮЩИЙ

4 часа

4 часа

14.00-15.00
4 часа
работа
с
педагогами
(консультирова
ние
беседы,
рекомендации);
17.00-18.00
работа
с
родителями
(консультирова
ние
беседы,
рекомендации,
занятия
с
детьми
в
присутствии
родителей).
(оформление
4 часа

20.09.23 18:10 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Пятница

09.00-12.30

документации,
планирование
образовательной
деятельности,
разработка конспектов занятия и
подготовка
дидактического
материала)
12.30-13.00
(оформление
документации,
планирование
образовательной
деятельности,
разработка конспектов занятия и
подготовка
дидактического
материала)

4 час

Всего 20 часов в неделю
3.2.2. Коррекционно- развивающая работа, осуществляемая в режимных моментах
Используются следующие методы и приемы: игровые упражнения, пальчиковые игры, речевые
дидактические игры, развивающие игры, музыкально-ритмические игры, речевая стимуляция,
рассматривании иллюстраций, слушание, повторение, напоминание и др.;
3.2.3. Самостоятельная деятельность детей
Используются следующие методы и приемы: игры малой подвижности в группе, игры со
строительным материалом, игры развивающие, настольно-печатные игры, музыкальноритмические игры, игры с использованием различных театров, рассматривание иллюстраций,
самостоятельная художественная деятельность и др.;
3.2.4. Формы организации коррекционной работы.
Сроки проведения
3 недели сентября
Сентябрь-октябрь-май
2 недели мая

Содержание коррекционной работы
Обследование, заполнение карт развития
ребенка
Индивидуальные - подгрупповые занятия с
детьми
Итоговая диагностика психического развития.
Заполнение карт развития, документации

3.2.5 Методы организации коррекционно-развивающей работы
словесные
Беседа
рассказ
инструкция
описание события
чтение и др.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Методы обучения
наглядные
Наблюдение
обследование предметов
окружающего мира
показ картинок, иллюстраций
показ образца, показ способа
действий
ЭОР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,13
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:10 (MSK)

практические
Организация детской
деятельности
(дидактические игры,
трудовые действия,
упражнения и др.)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

3.2.6. Реализуемые образовательные технологии
К современным образовательным технологиям можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);
- технологии исследовательской деятельности (элементарное эксперементирование);
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии;
3.3. Условия реализации программы
3.3.1. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Внеучебное пространство: пандусы, поручни, ручки-скобки для передвижения детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата;
Специальное оборудование: кресло-коляска, стульчики, вертикализатор, ходунки;
Оборудование и дидактический материал: маты, игровой модуль, мячи разных размеров, сухой
бассейн с пластмассовыми шариками, палатка, фланелеграф, мольберт, книжная полка, ширма,
Уголок учителя-дефектолога может содержать:
-Фотоальбомы, иллюстративный материал, предметные и сюжетные картинки по темам,
разрезные картинки, картинки с вкладышами, пазлы;
-Тактильные ощущения и восприятия: пальчиковый бассейн, коробки со всякой всячиной
(предметы разной фактуры, тяжести), материалы для игр с водой, песком;
-Зрительные ощущения и восприятия: фонарики, светящиеся палочки, гирлянды, игрушки
ярких цветов;
-Слуховые ощущения и восприятия: колокольчики, погремушки, звучащие игрушки, шумящие
баночки, наполненные горохом, рисом, фасолью, аудиозаписи;
-Кинестетические ощущения и восприятия: шнуровки, мягкий конструктор, крупные и мелкие
кубики, бусы различной величины, вкладыши, «почтовый ящик», прищепки и другое;

3.3.2. Создание развивающей предметно-пространственной среды группы
на 2023-2024учебный год

Образовательная
область

Формы
организации
(уголки, центры,
пространства и
др.)

Обогащение (пополнение) развивающей
предметно-пространственной среды группы
Содержание

Срок (месяц)

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,14
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:10 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Центр
художественной
литературы и
речевого развития

Пополнение центра:
иллюстративный материал для
развития
речи по лексическим темам

Сентябрь

Центр
художественной
литературы и
речевого развития

Игры на развитие речевого
дыхания
«Понюхаем цветок»
«Душистое яблоко», «Поезд
гудит у-у-у»

октябрь

Центр познание

Изготовить разные по форме и
фактуре тканевые мешочки с
разными
наполнителями;

ноябрь

Центр познание

Изготовить яркий браслет с
бубенчиком, застегивающийся
на липучке;

декабрь

Физическое развитие Центр мелкая
моторика

Шнуровка, застежки
(пуговицы, крупные молнии,
липучие ленты)

январь

Речевое развитие

Центр
художественной
литературы и
речевого развития

Приобрести книжки-игрушки,
разные по фактуре, цвету,
размеру; книжки-раскладушки
разные по фактуре, цвету,
размеру;

февраль

Познавательное
развитие

Центр познание

Приобрести коробки для
раскладывания мелких
игрушек, шариков, бус,
баночек (сенсорные коробки)

март

Речевое развитие

Центр
художественной
литературы и
речевого развития

Настольно-печатные игры:
иллюстрированные кубики,
«Игрушки»,
«Сказки»

апрель

Речевое развитие

Центр
художественной
литературы и
речевого развития

картинки с изображением
различных предметов,
ситуаций,
иллюстративный материал

май

Речевое развитие

Речевое развитие

Познавательное
развитие

Познавательное
развитие

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,15
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:10 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

3.3.3. Психолого-педагогические условия
-коррекционная направленность образовательного процесса;
-учёт индивидуальных особенностей и психофизических возможностей ребенка;
-соблюдение комфортного психоэмоционального состояния ребенка;
-обеспечение оптимального, гибкого режима учебных нагрузок;
-создание образовательной среды, способствующей познавательному, речевому, социальноличностному развитию каждого ребенка;
-формирование игровой деятельности;
-комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение ребёнка;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
-вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

3.4. Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности
(список литературы)
Образовательные
области
Познавательное
развитие

Основные программы
-Программа дошкольного образования
детей с интеллектуальной
недостаточностью «Диагностика-развитиекоррекция». Санкт-Петербург ЦДК
проф.Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.
П. Зарин, Н.Д. Соколова)
-Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание: Программа дошкольных
образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с
нарушением интеллекта. Екжанова Е.А.,
Стребелева Е.А. М.: изд-во
«Просвещение», 2003
-Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования «От
рождения до школы» (под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,16
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:10 (MSK)

Педагогические технологии,
методические пособия
Формирование элементарных
математических представлений у
дошкольников с проблемами в
развитии». Баряева Л.Б. СПб: Издво «СОЮЗ», 2002
Катаева А.А., Стребелева Е.А.
Дидактические игры и упражнения
в обучении дошкольников с
отклонениями в развитии: М.:
Гуманит. Изд. Центр Владос,2001
Методическое пособие
«Формирование мышления у детей
с отклонениями в развитии» Е.А.
Стребелева.
Карпухина Н.А. Программная
разработка образовательных
областей «Познание»,
«Социализация»,
«Коммуникация», «Чтение
художественной литературы»,
«Физическая культура», «Музыка»
в ясельной группе детского сада. Воронеж: ИП Лакоценина
Формирование дочисловых
количественных представлений у
дошкольников с нарушением
интеллекта». Чумакова И.В. – М:
«ВЛАДОС», 200
Сенсорное развитие детей
Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

дошкольного возраста»
Янушко Е.А., 2009
Речевое
развитие

Программа дошкольного образования детей
с интеллектуальной недостаточностью
«Диагностика-развитие-коррекция». СанктПетербург ЦДК проф.Л.Б. Баряева, О.П.
Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н.Д. Соколова)
-. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание: Программа дошкольных
образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с
нарушением интеллекта.Екжанова Е.А.,
Стребелева Е.А. М.: изд-во
« Просвещение», 2003
-Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования «От
рождения до школы» (под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)

Социальнокоммуникативное
развитие

Программа дошкольного образования детей
с интеллектуальной недостаточностью
«Диагностика-развитие-коррекция». СанктПетербург ЦДК проф.Л.Б. Баряева, О.П.
Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н.Д. Соколова)
-Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание: Программа дошкольных
образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с
нарушением интеллекта. Екжанова Е.А.,
Стребелева Е.А. М.: изд-во
«Просвещение», 2003
-Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования «От
рождения до школы» (под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)

Преодоление общего недоразвития
речи у дошкольников. Жукова
Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева
Т.Б. - М «Просвещение» 1992
Развитие общеречевых навыков.
Чтобы чисто говорить, надо… от 0
до 3 лет. Борисенко М.Г., Лукина
Н.А. СПб: «Паритет», 2003
Развитие речи начинаем говорить.
От 0 до 3 лет. Борисенко М.Г.,
Лукина Н.А. СПб, «Паритет» 2003
Особенности логопедической
работы при детском церебральном
параличе. Данилова Л.А., Стока
К., Казицына К.Н. - СПб – 1997
Занятия по развитию речи в
специальном детском саду.
Морозова И.А., Пушкарева М.А.
М: «Владос», 2006
Маленькими шагами в большой
мир знаний» - И.П. Афанасьева (СПб, «Детство- Пресс» 2004)
Обучение сюжетно-ролевой игре
детей с проблемами
интеллектуального развития».
Баряева Л.Б., Зарин А.П. – СПб:
изд- во «СОЮЗ», 2001.
«Универсальные обучающие
игрушки «Мне купили игрушку».
От 0 до 3 лет. Борисенко М.Г.,
Лукина Н.А. СПб: «Паритет»,
2003.
Шипицына Л.М. «Необучаемый»
ребенок в семье и
обществе.Социализация детей с
наруением интеллекта-СПб.
Речь,2005

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,17
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:10 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».