Рабочая программа для детей с НОДА дефектолога Сергадеевой Н.В.

ПРИНЯТО
Педагогический совет
Протокол № 1 от 31.08.2023

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ № 45
______________ Е.Д.Спичак
Приказ № 113 п.2 от 31.08.2023

Рабочая программа
Учителя-дефектолога
Сергадеевой Натальи Валерьевны
для детей группы с нарушением опорно – двигательного аппарата № 2
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 45 комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга
на 2023 – 2024 учебный год

Санкт-Петербург
2023 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 1
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Оглавление
1. Целевой раздел................................................................................................................................................ 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................................................................. 3
1.2. Целевые ориентиры ..................................................................................................................................... 7
1.3. Система оценки планируемых результатов ........................................................................................... 8
Содержательный раздел ........................................................................................................................ 9

2.
2.1

В области «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕРАЗВИТИЯ» . ................................................ 9

2.2

В области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»: ................................................................................. 9

2.3

В области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».. .................................................................................................. 9

2.4

В области «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»................................................... 9

2.5

В области «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». .......................................................................................... 9

2.6. Организация и формы взаимодействия с родителями ................................................................... 10
3. Организационный раздел .................................................................................................................... 11
3.1 Организация режима дня пребывания детей в группе................................................................ 11
3.2. Структура организации образовательного процесса .................................................................. 12
3.2.1. Коррекционно – развивающая работа ........................................................................................ 12
3.2.2. Коррекционно- развивающая работа, осуществляемая в режимных моментах ............... 13
3.2.3. Самостоятельная деятельность детей ......................................................................................... 13
3.2.4. Формы организации коррекционной работы............................................................................ 14
3.2.5 Методы организации коррекционно-развивающей работы ................................................... 14
3.2.6. Реализуемые образовательные технологии ............................................................................... 14
3.3. Условия реализации программы .................................................................................................... 14
3.3.1. Материально-техническое оснащение образовательного процесса...................................... 14
3.3.2. Создание развивающей предметно-пространственной среды группы ................................ 15
3.3.3. Психолого-педагогические условия ........................................................................................... 16
3.4. Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности............................... 16

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 2
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Цель

Задачи

Принципы и подходы к
формированию рабочей
программы
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Проектирование содержания образовательной и коррекционноразвивающей деятельности для развития физического и
психологического потенциала детей группы с НОДА,
формирования более совершенных возрастных психологических
достижений и последовательной социализации, предупреждения
появления психологических отклонений вторичной и третичной
природы, за счет специальным образом организованной
совместной деятельности учителя - дефектолога с детьми и
взаимодействия
со сверстниками
в
соответствующих
актуальным психологическим достижениям видах деятельности.
реализация содержания АОП ДО;
коррекция
недостатков
психофизического
развития
обучающихся с НОДА;
охрана и укрепление физического и психического здоровья
обучающихся с НОДА, в том числе их эмоционального
благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития
ребенка с НОДА в период дошкольного образования независимо
от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными,
психофизическими
и
индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка с НОДА как субъекта отношений с
педагогическим
работником,
родителями
(законными
представителями), другими детьми;
объединение
обучения
и
воспитания
в
целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности, обучающихся с
НОДА, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития
обучающихся с НОДА;
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей
(законных представителей) и повышение их компетентности в
вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации),
охраны и укрепления здоровья, обучающихся с НОДА;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного и начального общего образования.
1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации,
образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые
могут внести вклад в развитие и образование обучающихся с

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 3
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

нарушениями зрения: Организация устанавливает партнерские
отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими
организациями и лицами, которые могут способствовать
удовлетворению особых образовательных потребностей
обучающихся с НОДА, оказанию психолого-педагогической и
(или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи,
профильные медицинские центры, неврологические и
ортопедические клиники).
2. Индивидуализация образовательных программ дошкольного
образования обучающихся с НОДА: предполагает такое
построение образовательной деятельности, которое открывает
возможности для индивидуализации образовательного процесса,
появления индивидуальной траектории развития каждого
ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и
скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и
психофизические особенности.
3. Развивающее вариативное образование: принцип
предполагает, что образовательное содержание предлагается
ребенку через разные виды деятельности с учетом зон
актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует
развитию, расширению как явных, так и потенциальных
возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных
образовательных областей: в соответствии со Стандартом
Программа предполагает всестороннее социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое и физическое развитие обучающихся посредством
различных видов детской активности. Деление Программы на
образовательные области не означает, что каждая
образовательная область осваивается ребенком отдельно, в
форме изолированных занятий по модели учебных предметов в
школе. Между отдельными разделами Программы существуют
многообразные взаимосвязи: познавательное развитие
обучающихся с НОДА тесно связано с двигательным, речевым и
социально-коммуникативным, художественно-эстетическое - с
познавательным и речевым. Содержание образовательной
деятельности в каждой области тесно связано с другими
областями. Такая организация образовательного процесса
соответствует особенностям развития обучающихся с НОДА
раннего и дошкольного возраста.
5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности
средств реализации и достижения целей Программы: стандарт и
Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с
учетом которых Организация должна разработать свою
адаптированную образовательную программу. При этом за
Организацией остаётся право выбора способов их достижения,
выбора образовательных программ, учитывающих

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 4
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

разнородность состава групп обучающихся, их
психофизических особенностей, запросов родителей (законных
представителей).
Краткая психологоЗадержка и нарушение формирования всех двигательных
педагогическая
функций оказывают неблагоприятное влияние на формирование
характеристика
психики и речи. Для детей характерны специфические
особенностей
отклонения в психическом развитии (нарушено формирование
психофизиологического
познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и
развития детей (группы)
личности). Структура нарушений познавательной деятельности
при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных
для всех детей: неравномерный характер нарушений отдельных
психических
функций;
сниженный
запас
знаний
и
представлений
об
окружающем
мире,
выраженность
астенических проявлений (высокая истощаемость всех
психических
процессов,
утомляемость),
пониженная
работоспособность.
Нарушение
координированной
деятельности различных анализаторных систем (патология
зрения, слуха, мышечно-суставного чувства) существенно
сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем
информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей.
Чаще
всего
характерна
недостаточность
пространственных и временных представлений, тактильного
восприятия, конструктивного праксиса. По состоянию
интеллекта дети с НОДА представляют крайне разнородную
группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному
интеллект, а у других наблюдается задержка психического
развития, у части детей - умственная отсталость (различной
степени тяжести).
У многих детей отмечаются проблемы в социальноличностном развитии в связи с переживанием дефекта и с
особенностями воспитания.
Основания для разработки
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
рабочей программы
образовании
в
Российской
Федерации»
[принят
(документы и программноГосударственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен
методические материалы)
Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] (Актуальный закон в
редакции от 29.12.2017).
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» [принят
Государственной Думой 20 июля 1995 г.: одобрен Советом
Федерации 15 ноября 1995 г.] (Актуальный закон в редакции
от 29.12.2017).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного
образования
(приказ
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14
ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции
приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
4. Федеральная адаптированная образовательная программа
дошкольного
образования
для
обучающихся
с
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ограниченными 20.09.23
возможностями
(приказ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
18:09 (MSK)
Сертификат здоровья
A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 5
ЗАВЕДУЮЩИЙ

5.

6.

7.
8.
9.

Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Министерстве
юстиции
Российской
Федерации
27.01.2023
регистрационный № 72149);
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
(Утверждены
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СаНПиН»
2.4.3648-20).
Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания (СанПин 1.2.3685-21 зарегистрированный в
Минюсте России 29.01.2021 № 62296)
Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О
введении ФГОС ОВЗ».
Устав.
Лицензия.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 6
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

1.2. Целевые ориентиры

Детьми среднего дошкольного возраста (до 6 лет) с НОДА
1) проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью педагогического
работника) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
2) понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков,
состояний, свойств, качеств;
3) различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной
речи;
4) использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными
союзами, применяет слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
5) пересказывает (с помощью педагогического работника) небольшую сказку, рассказ, с
помощью педагогического работника рассказывает по картинке, пересказывает небольшие
произведения;
6) составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью педагогического работника),
ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
7) различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
8) владеет простыми формами фонематического анализа;
9) использует различные виды интонационных конструкций;
10) выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции людей,
понимает и называет свою роль;
11) использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметызаместители;
12) передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных
отношений;
13) стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от
педагогического работника;
14) проявляет доброжелательное отношение к детям, педагогическим работником, оказывает
помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь;
15) занимается доступным продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение
некоторого времени (15-20 минут);
16) устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и
функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и
практического экспериментирования;
17) осуществляет "пошаговое" планирование с последующим словесным отчетом о
последовательности действий сначала с помощью педагогического работника, к концу периода
обучения, самостоятельно;
18) имеет представления о независимости количества элементов множества от
пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных
признаков, осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе
слухового, тактильного и зрительного восприятия;
19) имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по
наблюдениям в природе, по изображениям на картинках), узнает и называет реальные явления и
их изображения: времена года и части суток;
20) владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и с педагогическим работником,
элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими, используя
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
речевые и неречевые средства общения;
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 7
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

21) может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
22) обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительными
возможностями, активным словарным запасом с последующим включением его в простые
фразы;
23) в речи употребляет все части речи, проявляя словотворчество;
24) сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях,
высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью педагогического
работника и самостоятельно);
25) изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции, замысел
опережает изображение;
26) положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и
результатам, знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной
деятельности, их свойства;
27) знает основные цвета и их оттенки;
28) сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
29) внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки,
проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
30) выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;
31) выполняет общеразвивающие упражнения с учетом особенностей двигательного развития;
32) элементарно описывает по вопросам педагогического работника свое самочувствие, может
привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли.

1.3. Система оценки планируемых результатов
Объект педагогической
диагностики

Методы
педагогической
диагностики

Индивидуальные
достижения воспитанников в
контексте образовательных
областей:
Социальнокоммуникативное
развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
физическое развитие

-анкетирование
родителей
-наблюдения
-анализ продуктов
детской
деятельности
-диагностические
задания

Периодичност Длительность
Сроки
ь
проведения
проведения
проведения
педагогическо педагогическо
педагогическо
й
й диагностики
й
диагностики
диагностики

2 раза в год

2-3 недели

Сентябрь,
Май

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 8
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

2. Содержательный раздел
2.1 . В области «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕРАЗВИТИЯ» ребенка в условиях
информационной социализации основными задачами образовательной деятельности
являются: формирование представлений обучающихся о разнообразии окружающего
их мира людей и рукотворных материалов.
2.2 В области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» основными задачами образовательной
деятельности являются:
Направление
Содержание образовательной области
конструктивные игры
и конструирование;

представления о себе
и об окружающем
природном мире;

элементарные
математические
представления

Знакомить обучающихся с функциональными качествами и
назначением объектов окружающего природного, животного мира,
овладевает умением анализировать их и связывать с внешними,
пространственными свойствами. Для этого широко используются
методы наблюдения, по возможности практические действия с
объектами, обыгрывание, рассматривание иллюстративного материала,
драматизация.
Формировать экологические представления обучающихся, знакомить
их с функциями человека в природе (потребительской,
природоохранной, восстановительной).
Знакомить с литературными произведениями (простейшими
рассказами, историями, сказками, стихотворениями), разыгрывают
совместно со педагогическим работником содержания литературных
произведений по ролям.

2.3 В области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». Обучающихся с НОДА ситуативной речи. При
этом важную роль играет пример.
2.4 В области «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Обучение
изобразительной деятельности осуществляет воспитатель по подгруппам.
2.5 В области «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» основными задачами образовательной
деятельности являются: развитие мелкой и крупной моторики.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна, 9
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

2.6. Организация и формы взаимодействия с родителями
2023– 2024 учебный год
месяц
сентябрь

октябрь

ноябрь

Форы работы
Индивидуальное
консультирование
Папка-передвижка
Анкетирование
Информационный стенд

Тема
«Адаптация ребенка в детском
саду»
«Вы и ваш ребенок»

Индивидуальное
консультирование
«Круглый стол»
родительское собрание
Совместное изготовление
фотоколлажа
Индивидуальное
консультирование

«Цели и задачи коррекционноразвивающего воспитания и
обучения детей с ОВЗ»

Информационный стенд
декабрь
январь

февраль

март
апрель

май

Индивидуальное
консультирование
Индивидуальное
консультирование
«круглый стол»
родительское собрание
Индивидуальное
консультирование
Информационная папка для
родителей
Индивидуальное
консультирование
Индивидуальное
консультирование
День открытых дверей
(показ родителям
развивающих занятий с
детьми)
Индивидуальное
консультирование
«круглый стол»
(родительское собрание)
Информационная папка

Кто проводит
Учительдефектолог

«Профилактика гриппа»
Учительдефектолог

«Давайте познакомимся!»
«Лечебно-консультативные
учреждения СПб для детей с
НОДА»
«Новогодняя поделка»

Учительдефектолог

Учительдефектолог

«Встреча Нового года!»
«Особенности динамики развития
каждого ребенка в условиях
специализированной группы»

Учительдефектолог

«Как научить ребенка с
ограниченными возможностями
здоровья играть»

Учительдефектолог

«Наши милые мамы»

Учительдефектолог
Учительдефектолог

Игровое занятие «Круг»

«Результативность работы за год»
«Нужно ли заниматься с ребенком
летом?»

Учительдефектолог

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,10
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

3.Организационный раздел
3.1 Организация режима дня пребывания детей в группе
Образовательный процесс в ДОУ реализуется в режиме пятидневной недели. Режим дня
составлен с расчетом на 10-часовое пребывание ребенка в детском саду с 08.00 -18.00

8.00 – 8.10

Режим дня группы для детей с НОДА № 2
(осенне-зимний период)
2023 -2024 учебный год
Утренний прием детей (взаимодействие с родителями, индивидуальная
работа, самостоятельная деятельность). Игры.

8.10 – 9.00

Совместная деятельность. Индивидуальная работа.

8.30 – 8.55

Завтрак.

9.00 – 10.35

Организованная
образовательная
деятельность.
Совместная
деятельность. Коррекционная работа. Индивидуальная работа.

9.55

Второй завтрак.

10.35 – 11.35

Подготовка к прогулке. Прогулка.

11.35 – 12.00

Возвращение с прогулки. Гигиенические процедуры.

12.00 – 12.40

Подготовка к обеду. Обед.

12.40 – 13.00

Подготовка ко сну. Гигиенические процедуры.

13.00 – 15.00

Дневной сон.

15.00 – 15.20

Постепенный подъем, гигиенические и закаливающие процедуры.

15.20 – 15.35

Совместная деятельность. Индивидуальная работа.

15.35

Полдник.

16.00 – 16.40

Самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа.

16.40 – 18.00

Подготовка к прогулке. Прогулка.

до 18.00

Уход домой.

Некоторые компоненты режима дня могут быть изменены в связи с погодными условиями, а
также индивидуальными особенностями детей (увеличено время на кормление и культурногигиенические навыки)

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,11
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

3.2. Структура организации образовательного процесса
Образовательные задачи решаются через различные формы организации
образовательного процесса детей:
- индивидуальные занятия
-в ходе режимных моментов
-в совместной деятельности с педагогом
-в самостоятельной деятельности детей
-в совместной деятельности с семьей
3.2.1. Коррекционно – развивающая работа
График работы учителя-дефектолога
Сергадеевой Н.В. с детьми группы с НОДА№ 2
ГБДОУ детский сад №45 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
на 2023-2024 учебный год
Дни недели Индивидуальные
занятия с детьми

Методическая работа.

Понедельн
ик

09.00-12.30

Вторник

09.00-12.30

Среда

15.30-17.00

12.30-13.00 (оформление
документации,
планирование
образовательной
деятельности, разработка
конспектов занятия и
подготовка
дидактического
материала)
12.30-13.00 (оформление
документации,
планирование
образовательной
деятельности, разработка
конспектов занятия и
подготовка
дидактического
материала)
15.00-15.30 (оформление
документации,
планирование
образовательной
деятельности, разработка

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,12
ЗАВЕДУЮЩИЙ

Работа
с Всего
родителями/пед часов.
агогами.
4 часа

4 часа

14.00-15.00
4 часа
работа
с
педагогами
(консультирова
ние
беседы,

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

конспектов занятия
подготовка
дидактического
материала)

Четверг

09.00-12.30

Пятница

09.00-12.30

и рекомендации);
17.00-18.00
работа
с
родителями
(консультирова
ние
беседы,
рекомендации,
занятия
с
детьми
в
присутствии
родителей).
12.30-13.00 (оформление
4 часа
документации,
планирование
образовательной
деятельности, разработка
конспектов занятия и
подготовка
дидактического
материала)
12.30-13.00 (оформление
4 час
документации,
планирование
образовательной
деятельности, разработка
конспектов занятия и
подготовка
дидактического
материала)

Всего 20 часов в неделю

3.2.2. Коррекционно- развивающая работа, осуществляемая в режимных моментах
Используются следующие методы и приемы: игровые упражнения, пальчиковые игры, речевые
дидактические игры, развивающие игры, музыкально-ритмические игры, речевая стимуляция,
рассматривании иллюстраций, слушание, повторение, напоминание и др.;
3.2.3. Самостоятельная деятельность детей
Используются следующие методы и приемы: игры малой подвижности в группе, игры со
строительным материалом, игры развивающие, настольно-печатные игры, музыкальноритмические игры, игры с использованием различных театров, рассматривание иллюстраций,
самостоятельная художественная деятельность и др.;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,13
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

.
3.2.4. Формы организации коррекционной работы.
Сроки проведения
3 недели сентября
Сентябрь-октябрь-май
2 недели мая

Содержание коррекционной работы
Обследование, заполнение карт развития
ребенка
Индивидуальные - подгрупповые занятия с
детьми
Итоговая диагностика психического развития.
Заполнение карт развития, документации

3.2.5 Методы организации коррекционно-развивающей работы
словесные
Беседа
рассказ
инструкция
описание события
чтение и др.

Методы обучения
наглядные
Наблюдение
обследование предметов
окружающего мира
показ картинок, иллюстраций
показ образца, показ способа
действий
ЭОР

практические
Организация детской
деятельности
(дидактические игры,
трудовые действия,
упражнения и др.)

3.2.6. Реализуемые образовательные технологии
К современным образовательным технологиям можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);
- технологии исследовательской деятельности (элементарное эксперементирование);
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии;
3.3. Условия реализации программы
3.3.1. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Внеучебное пространство: пандусы, поручни, ручки-скобки для передвижения детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата;
Специальное оборудование: кресло-коляска, стульчики, вертикализатор, ходунки;
Оборудование и дидактический материал: маты, игровой модуль, мячи разных размеров, сухой
бассейн с пластмассовыми шариками, палатка, фланелеграф, мольберт, книжная полка, ширма,
Уголок учителя-дефектолога может содержать:
-Фотоальбомы, иллюстративный материал, предметные и сюжетные картинки по темам,
разрезные картинки, картинки с вкладышами, пазлы;
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,14
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

-Тактильные ощущения и восприятия: пальчиковый бассейн, коробки со всякой всячиной
(предметы разной фактуры, тяжести), материалы для игр с водой, песком;
-Зрительные ощущения и восприятия: фонарики, светящиеся палочки, гирлянды, игрушки
ярких цветов;
-Слуховые ощущения и восприятия: колокольчики, погремушки, звучащие игрушки, шумящие
баночки, наполненные горохом, рисом, фасолью, аудиозаписи;
-Кинестетические ощущения и восприятия: шнуровки, мягкий конструктор, крупные и мелкие
кубики, бусы различной величины, вкладыши, «почтовый ящик», прищепки и другое;
3.3.2. Создание развивающей предметно-пространственной среды группы
на 2023-2024учебный год

Образовательная
область

Речевое развитие

Речевое развитие

Формы
организации
(уголки, центры,
пространства и
др.)

Обогащение (пополнение) развивающей
предметно-пространственной среды группы
Содержание
Пополнение центра:
иллюстративный материал для
развития
речи по лексическим темам

Срок (месяц)
Сентябрь

Центр
художественной
литературы и
речевого развития

Игры на развитие речевого
дыхания
«Понюхаем цветок»
«Душистое яблоко», «Поезд
гудит у-у-у»

октябрь

Центр познание

Изготовить разные по форме и
фактуре тканевые мешочки с
разными
наполнителями;

ноябрь

Центр познание

Изготовить яркий браслет с
бубенчиком, застегивающийся
на липучке;

декабрь

Шнуровка, застежки
(пуговицы, крупные молнии,
липучие ленты)

январь

Центр
художественной
литературы и
речевого развития

Познавательное
развитие

Познавательное
развитие
Физическое развитие Центр мелкая
моторика

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,15
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

Речевое развитие

Центр
художественной
литературы и
речевого развития

Приобрести книжки-игрушки,
разные по фактуре, цвету,
размеру; книжки-раскладушки
разные по фактуре, цвету,
размеру;

февраль

Познавательное
развитие

Центр познание

Приобрести коробки для
раскладывания мелких
игрушек, шариков, бус,
баночек (сенсорные коробки)

март

Речевое развитие

Центр
художественной
литературы и
речевого развития

Настольно-печатные игры:
иллюстрированные кубики,
«Игрушки»,
«Сказки»

апрель

Речевое развитие

Центр
художественной
литературы и
речевого развития

картинки с изображением
различных предметов,
ситуаций,
иллюстративный материал

май

3.3.3. Психолого-педагогические условия
-коррекционная направленность образовательного процесса;
-учёт индивидуальных особенностей и психофизических возможностей ребенка;
-соблюдение комфортного психоэмоционального состояния ребенка;
-обеспечение оптимального, гибкого режима учебных нагрузок;
-создание образовательной среды, способствующей познавательному, речевому, социальноличностному развитию каждого ребенка;
-формирование игровой деятельности;
-комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение ребёнка;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
-вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
3.4. Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности
(список литературы)
Образовательные
области
Познавательное
развитие

Основные программы

-Программа дошкольного образования
детей с интеллектуальной
недостаточностью «Диагностика-развитиеДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
коррекция».
Санкт-Петербург
ЦДК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
20.09.23 18:09 (MSK)
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,16
ЗАВЕДУЮЩИЙ

Педагогические технологии,
методические пособия
Формирование элементарных
математических представлений у
дошкольников с проблемами в
развитии».
Баряева Л.Б. СПб: ИздСертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

проф.Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.
П. Зарин, Н.Д. Соколова)
-Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание: Программа дошкольных
образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с
нарушением интеллекта. Екжанова Е.А.,
Стребелева Е.А. М.: изд-во
«Просвещение», 2003
-Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования «От
рождения до школы» (под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)

Речевое
развитие

во «СОЮЗ», 2002
Катаева А.А., Стребелева Е.А.
Дидактические игры и упражнения
в обучении дошкольников с
отклонениями в развитии: М.:
Гуманит. Изд. Центр Владос,2001
Методическое пособие
«Формирование мышления у детей
с отклонениями в развитии» Е.А.
Стребелева.
Карпухина Н.А. Программная
разработка образовательных
областей «Познание»,
«Социализация»,
«Коммуникация», «Чтение
художественной литературы»,
«Физическая культура», «Музыка»
в ясельной группе детского сада. Воронеж: ИП Лакоценина
Формирование дочисловых
количественных представлений у
дошкольников с нарушением
интеллекта». Чумакова И.В. – М:
«ВЛАДОС», 200
Сенсорное развитие детей
дошкольного возраста»
Янушко Е.А., 2009

Программа дошкольного образования детей
с интеллектуальной недостаточностью
«Диагностика-развитие-коррекция». СанктПетербург ЦДК проф.Л.Б. Баряева, О.П.
Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н.Д. Соколова)

Преодоление общего недоразвития
речи у дошкольников. Жукова
Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева
Т.Б. - М «Просвещение» 1992
Развитие общеречевых навыков.
Чтобы чисто говорить, надо… от 0
-. Коррекционно-развивающее обучение и
до 3 лет. Борисенко М.Г., Лукина
воспитание: Программа дошкольных
Н.А. СПб: «Паритет», 2003
образовательных учреждений
Развитие речи начинаем говорить.
компенсирующего вида для детей с
От 0 до 3 лет. Борисенко М.Г.,
нарушением интеллекта.Екжанова Е.А.,
Лукина Н.А. СПб, «Паритет» 2003
Стребелева Е.А. М.: изд-во
Особенности логопедической
« Просвещение», 2003
работы при детском церебральном
параличе. Данилова Л.А., Стока
-Примерная основная общеобразовательная К., Казицына К.Н. - СПб – 1997
программа дошкольного образования «От Занятия по развитию речи в
рождения до школы» (под редакцией Н.Е. специальном детском саду.
Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой) Морозова И.А., Пушкарева М.А.
М: «Владос», 2006
СоциальноПрограмма дошкольного образования детей Маленькими шагами в большой
коммуникативное
с интеллектуальной недостаточностью
мир знаний» - И.П. Афанасьева развитие
«Диагностика-развитие-коррекция». Санкт- (СПб, «Детство- Пресс» 2004)
Петербург ЦДК проф.Л.Б. Баряева, О.П.
Обучение сюжетно-ролевой игре
Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н.Д. Соколова) детей с проблемами
интеллектуального развития».
-Коррекционно-развивающее обучение и
Баряева Л.Б., Зарин А.П. – СПб:
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
воспитание: Программа дошкольных
изд- во «СОЮЗ», 2001.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,17
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00

образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с
нарушением интеллекта. Екжанова Е.А.,
Стребелева Е.А. М.: изд-во
«Просвещение», 2003

«Универсальные обучающие
игрушки «Мне купили игрушку».
От 0 до 3 лет. Борисенко М.Г.,
Лукина Н.А. СПб: «Паритет»,
2003.
Шипицына Л.М. «Необучаемый»
-Примерная основная общеобразовательная ребенок в семье и
программа дошкольного образования «От обществе.Социализация детей с
рождения до школы» (под редакцией Н.Е. наруением интеллекта-СПб.
Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой) Речь,2005

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Спичак Елена Дмитриевна,18
ЗАВЕДУЮЩИЙ

20.09.23 18:09 (MSK)

Сертификат A9AAF38EE78016F4B859EECE801A8D00


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».